X
11:00 23.06.2022

«Север – Юг». Новая фаза реализации

Беспрецедентные торговые ограничения западных стран в отношении России привели к изменениям привычных логистических цепочек. Транспортный коридор «Север – Юг» в этой сложной ситуации не просто стратегически важен, он необходим для обеспечения развития торгового оборота страны и логистики поставок продукции.

«Транспортный коридор «Север – Юг», о котором мы раньше говорили, на сегодняшний день приобретает свою актуальность. Мы пониманием, что с закрытием границ и отсутствием возможностей обеспечивать торговый оборот в том объёме, который был ранее с западными странами, новым маршрутом, обеспечивающим развитие торгового оборота и логистику поставок продукции, является транспортный коридор «Север – Юг». И, мне кажется, это ключевая задача, которую нам необходимо реализовать», – сказал вице-премьер РФ Александр Новак в ходе недавнего рабочего визита в Дагестан.

По словам вице-премьера, если ранее задача развития транспортного коридора стояла на перспективу, то теперь приобретает срочный характер, так как маршрут станет основой транспортного сообщения России.

В таком контексте транспортная инфраструктура Дагестана способна претерпеть серьезную модернизацию. Собственно, в последние годы это поэтапно и происходило. Теперь масштабное строительство федеральных трасс, мостов, развязок, модернизация торгового порта, наращивание мощностей аэропорта Махачкалы – все эти объекты соберут в единый крупный транспортный логистический хаб.

Увеличение пассажиропотока по воздушным и иным транспортным артериям республики уже перешло в устойчивую динамику. По всей видимости, в ближайшей перспективе республику ожидают рекорды по транзиту товаров и грузов. Ныне единственный в России незамерзающий и глубоководный Махачкалинский морской торговый порт стал значительно эффективнее загружать имеющиеся у него мощности.

С закрытием границ и отсутствием возможностей обеспечивать торговый оборот в том объёме, который был ранее с западными странами, новым маршрутом, обеспечивающим развитие торгового оборота и логистику поставок продукции, является транспортный коридор «Север – Юг»

Порт способен принимать суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 метра. Его инфраструктура включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год. Имеются железнодорожный и автопаромный терминалы мощностью 1,3 млн тонн.

Несмотря на непростые экономические условия, объём перевалки сухих грузов показывает динамику роста. В частности, с начала года объём перевалки зерна через Махачкалинский торговый порт вырос почти в два раза. За этот период отгружено более 95 тыс. тонн зерна, поступающего в порт, как правило, автомобильным транспортом из Кабардино-Балкарской Республики, Чечни и Ставропольского края, для отправки в Иран. Через порт также проходят иные грузы, к примеру, цемент и строительные материалы.

Однако, судя по параметрам лишь одного зернового терминала порта мощностью в 0,5 млн тонн в год, достигнутые результаты далеко не предел. Назначенный накануне на должность генерального директора морского порта Рустам Керимов на церемонии представления в должность отметил, что предприятию предстоит повысить объём перевалки и для этого потребуется модернизировать существующие мощности.

«Сейчас мы проведём анализ, какое технологическое оборудование необходимо заменить, докупить. Будем расширять спектр переваливаемых грузов, привлекать клиентов. Постараемся сделать порт более привлекательным для импортеров. Я думаю, сейчас в связи со сложившейся ситуацией именно импорт необходимых товаров и материалов будет стоять в приоритетных задачах», – заявил Рустам Керимов информагентству ТАСС.

Из-за отсутствия технологического оборудования, в частности контейнерной перевалки, загрузить мощности порта полностью ныне невозможно. При этом загруженной остается сухопутная граница. По словам руководителя порта, взаимодействие с таможенными органами поможет минимизировать время прохождения таможенного контроля. Пока же на сухопутной границе выстраиваются большие очереди, и стоит задача оптимизировать этот маршрут. Рустам Керимов отметил, что будет вестись работа по организации дополнительных мест хранения товаров, зоны таможенного контроля и хранилищ за пределами порта.

Словом, похоже, лёд тронулся. Межправительственное соглашение о создании транспортного коридора «Север – Юг», подписанное Россией, Индией и Ираном в 2000 году и ещё несколькими государствами, вступает в новую фазу своей реализации. При этом изначальная цель проекта – обеспечить грузовой транзит из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу – претерпела некоторые изменения. Дагестану же транспортный коридор определённо сулит экономические преференции.

Статьи из «Экономика»

Роботизация плюс автоматизация

11
Ключевая цель российских нацпроектов – войти в число...

Фокус на лёгкую промышленность

27
Исторический парк «Россия – моя история» в Махачкале стал...

Роботизация плюс автоматизация

10
Один из новых национальных проектов – «Средства производства и автоматизации» – осуществляет комплекс системных мер,...

Обеспечение лидерства

6
Более 300 экспертов из 7 регионов России обсудили актуальные вопросы развития промышленного потенциала Северо-Кавказского федерального округа.

Дагестан увеличивает экспорт своих товаров

16
Дагестан активно развивает экономическое...

Новые горизонты: курсом развития

8
Дагестан демонстрирует растущий интерес со стороны...

«Девятый вал»: махачкалинская версия

15
Если закрыть глаза в целом на проблему ЖКХ...

Налоговый удар по «тени»

18
Эффективная деятельность налоговых органов Дагестана обеспечила значительный рост поступлений в первом квартале этого года. Благодаря слаженной работе службы в...

На службе развития регионов

29
Этноэкономика приобретает ключевое значение в современном мире, поскольку позволяет глубже понять экономические процессы, протекающие в многокультурных...