Снова на коне
«В горах всё реже слышен цокот железом венчанных копыт…», «Коня увидишь – поклонись…». Трепетные высказывания о лошадях встречаются довольно часто в творчестве великого поэта Расула Гамзатова. Красота, грация и скорость этих свободолюбивых и умных животных мало кого оставляют равнодушными, тем более горцев, которые исторически считались отличными конниками и лучшими всадниками.
Несколько лет назад заводская конюшня «Дагестанская» переживала не лучшие времена. Был ликвидирован республиканский ипподром, а в апреле 2016 года постановлением Правительства РД была ликвидирована и конюшня. Принадлежавшее учреждению поголовье лошадей и остальное имущество было передано частной организации на сохранение, существенно сократилась отведённая для разведения лошадей территория.
Предполагалось, что инвестор возьмёт на себя все затраты по ипподромной деятельности и содержанию лошадей. На деле обозначенные ориентиры развития племенного коневодства без прямого государственного финансового участия оказались труднореализуемыми.
Такое положение дел не устроило Абдулмуслима Абдулмуслимова, ныне занимающего пост Председателя Правительства РД. В 2018 году в бытность министром сельского хозяйства и продовольствия он основательно взялся за возрождение и развитие племенного коневодства и конезаводства в Дагестане. Его принципиальная и аргументированная позиция нашла поддержку у руководства республики. В феврале 2019 года на базе ликвидированного ранее конезавода постановлением регионального правительства была создана некоммерческая организация ГБУ РД «Заводская конюшня «Дагестанская» с племконезаводом». Государственная забота пошла на пользу.
По горным дорогам
Лошади издревле покорили сердца дагестанцев. Являясь воплощением грации и свободолюбия, эти животные отличаются особой преданностью хозяину. Одни держат лошадей для хозяйственных нужд, другие увлекаются верховой ездой, а некоторые разводят чистопородных скакунов для участия в бегах.
Достаточно хорошо изучены нравы и родословные ахалтекинских, карачаевских, арабских, английских и прочих известных пород. В то же время до сих остаются совсем неизученными дагестанские местные лошади, которые уже многие века служат помощниками чабанов, способны перемещаться с грузом на значительные расстояния в суровых условиях гор. И надо бы ответить на вопрос: как они появились и в чём их отличительные качества?
Согласно плану научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства Республики Дагестан на 2022-2030 годы, при поддержке Минсельхозпрода РД на ближайшие два года намечено проведение комплексной научной работы по изучению популяции дагестанских горных лошадей, в том числе с использованием современных методов генетических исследований.
Как отметил директор ФГБНУ «Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан» Нариман Ниматулаев, ученым предстоит провести большую исследовательскую работу по изучению породных особенностей дагестанских лошадей в районах. На сегодняшний день определены хозяйства, где сохранились местные популяции. К совместной работе с учеными присоединяются исследователи Всероссийского НИИ коневодства, а также специалисты Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
То есть запланированная деятельность ученых направлена не только на решение вопросов сохранения культурных традиций дагестанских народов и развития конного спорта. В целом поддержка развития коневодства – это возможность развивать конный туризм, осуществлять конные парады и постановки с участием всадников в дни государственных и иных торжеств.
Стоит отметить, что дагестанским горным лошадям присуще разнообразие мастей, их конституциональные и физиологические особенности адаптированы под горную среду обитания. Они отличаются выносливостью и неприхотливостью, крепкими сухими конечностями с прочными копытами. У коней осторожный и устойчивый шаг, они могут уверенно передвигаться под всадником и вьюком по горным тропам, пересечённой местности, преодолевать значительные подъемы и спуски, каменистые горные речки. Эти верхово-вьючные животные разводятся на территории республики с давних времен, их роль была и остается значительной в хозяйственной деятельности и в передвижении человека.