Социалка в приоритете
В результате принятых руководством республики антикризисных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в прошлом году в целом достигнута положительная динамика налоговых поступлений. В частности, по упрощенной системе налогообложения поступило 1,7 млрд рублей, что составило к уровню 2020 года 117,7 %, а к уровню 2019 года – 121,6 %.
Об этом было сказано на состоявшейся во вторник коллегии Минфина Дагестана по итогам исполнения консолидированного бюджета РД за 2021 год и о задачах на 2022 год. Всего в консолидированный бюджет за 2021 год поступило доходов в сумме 185,9 млрд рублей, или 102,5 % к уровню 2020 года (рост на 4,6 млрд рублей).
В общей сумме доходов безвозмездные федеральные поступления остаются преобладающими и составляют 130,3 млрд рублей (70 %). Преобладающими остаются и дотации, сумма которых в составе федеральных межбюджетных трансфертов в пределах 80 млрд (60 %).
При этом было сказано, что за 2020 и 2021 годы отмечено значительное увеличение субсидий, предоставляемых в виде софинансирования расходных обязательств республики. Общий их объём – порядка 30 млрд рублей, или в 3,2 раза больше против 2019 года.
В динамике за три года рост налоговых и неналоговых доходов составил 127,4 %. Поступило 55,6 млрд рублей против 43,7 млрд в 2019 году. Так, в структуре налоговых доходов НДФЛ остаётся основным доходным источником (52,3 %), его поступления в отчетном году составили 27 млрд. План выполнен в целом по доходам на 100,1 %, в том числе по налогам и сборам – на 101,3 %. По администрируемым Управлением Федеральной налоговой службы налогам и сборам в консолидированный бюджет поступило 42,1 млрд, в том числе в республиканский – 30,3 и бюджеты муниципальных образований – 11,8 млрд рублей. Показатели достигнуты в преобладающем большинстве муниципальных образований, среди которых Дахадаевский, Акушинский, Чародинский, Хасавюртовский и другие. Также у большинства местных бюджетов достигнут рост поступлений налогов и сборов относительно 2020 года.
Вместе с тем плановые задания не обеспечили 9 муниципальных образований: Буйнакск, Махачкала, Избербаш, Кизляр, Кизилюрт, Курахский, Буйнакский, Ногайский и Докузпаринский районы. Основной причиной неисполнения бюджетных параметров в Минфине назвали снижение поступлений по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, в результате реализации на республиканском и местном уровнях антикризисных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции.
В ряде муниципальных образований первоначальные планы были приняты ниже рекомендованных Межведомственной комиссией по определению налогового потенциала, но при этом фактическое поступление сложилось выше плановых. Такое положение в 23 муниципальных образованиях. В сложившейся ситуации многое зависит от эффективной работы органов местного самоуправления по наращиванию налогового потенциала, отметили в главном финансовом ведомстве республики.
Особое внимание традиционно уделялось повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. В 2021 году на эти цели с учётом отчислений во внебюджетные фонды дополнительно было предусмотрено 5,3 млрд рублей, из которых для достижения значений целевых показателей средней заработной платы «указных» категорий работников – 3,2 млрд, на доведение МРОТ до 12792 рублей – 567,6 млн, на индексацию заработной платы остальных работников – 1,5 млрд рублей.
По результатам мониторинга, в отчетном году целевые индикаторы по отношению к фактической средней заработной плате в республике, составившей 23348 рублей, с учетом допустимого 5-процентного отклонения выполнены по всем категориям работников.
На социальное обеспечение населения направлено 37,4 млрд (33,1 млрд в 2020 году), в том числе на государственную поддержку семьи и детей – 29,5 млрд (против 24,4 млрд рублей).
Приоритетность данных расходов подтверждается существенным увеличением бюджетных ассигнований, предусматриваемых за счет республиканского бюджета, которые с 268 млн в 2017 году возросли до 1,3 млрд в 2021 году, или почти в 5 раз. На текущий год расходы также значительно увеличены – на 1 млрд – и составили 2,3 млрд рублей.
Особое внимание уделено предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В отчетном году на эти цели направлено 589 млн рублей, или в 2,3 раза больше, чем в 2020 году (261 млн), что позволило обеспечить жильем 350 детей. Федеральное участие незначительное – 139 млн рублей.
При таком огромном объеме социальных расходов важное значение приобретает эффективность использования государственных средств, для чего необходимы упорядочение, системность учета всех получателей льгот, соблюдение установленных норм и правил, ответственность исполнителей и жесткий контроль за расходованием, отметили в Минфине Дагестана.