Составляющая экономического мышления

Каждый знает, что такое деньги, но не все умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное – заработать деньги, а потратить их всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы. Поэтому на сегодняшний день владение финансовой грамотностью так же важно, как и освоение компьютерной, правовой, языковой, экономической или иной грамотности.
В современных условиях оценку состояния и определения перспектив развития экономического мышления населения следует рассматривать на уровне муниципалитета, так как муниципалитет района (города) представляет собой единую систему взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга.
С ресурсных позиций такими элементами являются население, природные богатства, материальное производство, научно-технический и образовательный потенциал и другие. С функциональных позиций в качестве непременных элементов выступают государственное регулирование, рыночные отношения, система законодательного и нормативного обеспечения, формы собственности, финансово-денежная система.
В этих условиях реализации совместного проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» необходимо придать особую значимость.
Поэтому одной из главных современных практических составляющих системы взаимосвязанных элементов развития экономического мышления на уровне муниципалитета является повышение уровня финансовой грамотности населения.
Реализация организационных и педагогических условий повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете, по сравнению с отдельным учреждением и организацией, имеет ряд преимуществ. Это возможность эффективного управления и контроля, осуществление единого подхода ко всем организациям и учреждениям муниципалитета, рациональное распределение финансовых, материально-технических средств, наличие более компетентных кадров и другие.
Нами предлагается следующая схема разработки и реализации программы повышения финансовой грамотности на уровне муниципалитета.
Изучение существующего состояния финансовой грамотности населения муниципалитета позволяет определить имеющиеся в данной системе преимущества и недостатки. На основе анализа собранной информации выявляются организационные, финансовые, педагогические, информационные, инновационные и другие проблемы, которые требуют решения.
Для успешного повышения уровня финансовой грамотности необходимо формировать перечень инноваций и компетенций, которые можно использовать в процессе обучения. Такие знания, навыки могут быть получены из учебников, компьютеров, обучающих программ, деятельности лучших образовательных организаций и учреждений и педагогов и т.д.
Сам процесс разработки и реализации соответствующей программы нам представляется последовательностью следующих этапов.
Для разработки программы повышения уровня финансовой грамотности необходимо из выбранного перечня инноваций отобрать наиболее перспективные и реальные. При разработке такой программы необходимо учитывать, где и как в других муниципалитетах внедрены подобные инновации, например, переход на новые учебные планы и программы, использование информационных технологий в образовательном процессе, модульная форма обучения и контроля знаний и другие. Такая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий. Следует отметить, что при этом всегда существуют ограничения как во времени, так и в кадровом и финансовом обеспечении программы повышения финансовой грамотности населения.
Выполнение программы повышения уровня финансовой грамотности лучше осуществлять командой, представляющей собой временное организационное объединение педагогов, управленцев и других работников и созданной в целях разработки конкретной формы обучения. На этой стадии исследуются все вопросы, связанные с обеспечением кадрами, финансами, помещениями, оборудованием, компьютерами.
Контроль исполнения и оценка результатов выполненных этапов работы позволяют выявить упущения и отклонения от установленных норм и требований образовательного процесса, что обеспечит обратную связь путем внесения изменений в программу работ по повышению уровня финансовой грамотности населения муниципалитета.
К организационным мероприятиям обеспечения повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете можно отнести создание рабочей группы для обоснования выбора путей повышения финансовой грамотности, изучение существующего положения дел с финансовой грамотностью в муниципалитете, определение материально-технических, финансовых и других затрат на организацию повышения финансовой грамотности, составление образовательной программы, контроль и оценка результатов повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете и т.д.
К педагогическим составляющим относятся определение педагогических составляющих процесса повышения финансовой грамотности в условиях муниципалитета, выбор способов, форм, методов, инструментариев повышения финансовой грамотности, педагогические и информационно-коммуникационные технологии повышения финансовой грамотности, контроль и оценка педагогических результатов повышения уровня финансовой грамотности населения муниципалитета и другие.
На основе этой программы в муниципалитете можно определить, на каком уровне находится организационное и педагогическое обеспечение повышения финансовой грамотности. Это в свою очередь позволяет анализировать деятельность органов управления на местном и региональном уровнях и вносить коррективы в их деятельность по повышению финансовой грамотности.
Применение финансовых инструментов (депозиты, кредиты, платежные карты, страховки и т.д.) будет способствовать тому, что люди в разных жизненных ситуациях будут эффективно достигать личных финансовых целей, связанных с управлением расходами, защитой от рисков, получением доходов от инвестиций.
Статьи из «Экономика»
Обеспечение лидерства

Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело
