Составляющая экономического мышления
Каждый знает, что такое деньги, но не все умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное – заработать деньги, а потратить их всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы. Поэтому на сегодняшний день владение финансовой грамотностью так же важно, как и освоение компьютерной, правовой, языковой, экономической или иной грамотности.
В современных условиях оценку состояния и определения перспектив развития экономического мышления населения следует рассматривать на уровне муниципалитета, так как муниципалитет района (города) представляет собой единую систему взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга.
С ресурсных позиций такими элементами являются население, природные богатства, материальное производство, научно-технический и образовательный потенциал и другие. С функциональных позиций в качестве непременных элементов выступают государственное регулирование, рыночные отношения, система законодательного и нормативного обеспечения, формы собственности, финансово-денежная система.
В этих условиях реализации совместного проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» необходимо придать особую значимость.
Поэтому одной из главных современных практических составляющих системы взаимосвязанных элементов развития экономического мышления на уровне муниципалитета является повышение уровня финансовой грамотности населения.
Реализация организационных и педагогических условий повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете, по сравнению с отдельным учреждением и организацией, имеет ряд преимуществ. Это возможность эффективного управления и контроля, осуществление единого подхода ко всем организациям и учреждениям муниципалитета, рациональное распределение финансовых, материально-технических средств, наличие более компетентных кадров и другие.
Нами предлагается следующая схема разработки и реализации программы повышения финансовой грамотности на уровне муниципалитета.
Изучение существующего состояния финансовой грамотности населения муниципалитета позволяет определить имеющиеся в данной системе преимущества и недостатки. На основе анализа собранной информации выявляются организационные, финансовые, педагогические, информационные, инновационные и другие проблемы, которые требуют решения.
Для успешного повышения уровня финансовой грамотности необходимо формировать перечень инноваций и компетенций, которые можно использовать в процессе обучения. Такие знания, навыки могут быть получены из учебников, компьютеров, обучающих программ, деятельности лучших образовательных организаций и учреждений и педагогов и т.д.
Сам процесс разработки и реализации соответствующей программы нам представляется последовательностью следующих этапов.
Для разработки программы повышения уровня финансовой грамотности необходимо из выбранного перечня инноваций отобрать наиболее перспективные и реальные. При разработке такой программы необходимо учитывать, где и как в других муниципалитетах внедрены подобные инновации, например, переход на новые учебные планы и программы, использование информационных технологий в образовательном процессе, модульная форма обучения и контроля знаний и другие. Такая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий. Следует отметить, что при этом всегда существуют ограничения как во времени, так и в кадровом и финансовом обеспечении программы повышения финансовой грамотности населения.
Выполнение программы повышения уровня финансовой грамотности лучше осуществлять командой, представляющей собой временное организационное объединение педагогов, управленцев и других работников и созданной в целях разработки конкретной формы обучения. На этой стадии исследуются все вопросы, связанные с обеспечением кадрами, финансами, помещениями, оборудованием, компьютерами.
Контроль исполнения и оценка результатов выполненных этапов работы позволяют выявить упущения и отклонения от установленных норм и требований образовательного процесса, что обеспечит обратную связь путем внесения изменений в программу работ по повышению уровня финансовой грамотности населения муниципалитета.
К организационным мероприятиям обеспечения повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете можно отнести создание рабочей группы для обоснования выбора путей повышения финансовой грамотности, изучение существующего положения дел с финансовой грамотностью в муниципалитете, определение материально-технических, финансовых и других затрат на организацию повышения финансовой грамотности, составление образовательной программы, контроль и оценка результатов повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете и т.д.
К педагогическим составляющим относятся определение педагогических составляющих процесса повышения финансовой грамотности в условиях муниципалитета, выбор способов, форм, методов, инструментариев повышения финансовой грамотности, педагогические и информационно-коммуникационные технологии повышения финансовой грамотности, контроль и оценка педагогических результатов повышения уровня финансовой грамотности населения муниципалитета и другие.
На основе этой программы в муниципалитете можно определить, на каком уровне находится организационное и педагогическое обеспечение повышения финансовой грамотности. Это в свою очередь позволяет анализировать деятельность органов управления на местном и региональном уровнях и вносить коррективы в их деятельность по повышению финансовой грамотности.
Применение финансовых инструментов (депозиты, кредиты, платежные карты, страховки и т.д.) будет способствовать тому, что люди в разных жизненных ситуациях будут эффективно достигать личных финансовых целей, связанных с управлением расходами, защитой от рисков, получением доходов от инвестиций.