Теперь не потечёт!
Последний раз так долго лазать по чердакам и подвалам мне доводилось только подростком. Вспомнить беззаботную юность удалось, когда стал готовить очередной материал. В России День работников ЖКХ отмечается в третье воскресенье марта. В этот раз он выпал на 15-е число.
О встрече со слесарями договорился заранее, вместе решили провести весь день, чтобы я смог узнать всю кухню изнутри, так сказать. Состыковались «на базе», как любят называть свой «офис» ребята, ближе к семи часам утра. За чашкой утреннего чая у мастеровых проходит своеобразная планерка: рассматривают заявки на вызов, распределяют дома, готовят инструменты.
— Какой сегодня план на день, куда идем? – интересуюсь у слесарей Расула и Сергея, за которыми меня закрепили подмастерьем.
— Работаем по вызову, почти как пожарные, – собирая инструменты в пластиковый чемодан, отвечает мне Расул, мастер одной из управляющих компаний Советского района Махачкалы. – Поступил вызов: в подвале утечка. Так что у тебя боевое крещение будет мокрым. Не против?
— Да вроде нет, – отвечаю я, а сам тревожусь за свою гражданскую амуницию: о встрече-то договорился, но вот «мокрое» крещение как-то не предусмотрел: не прихватил одёжку на такой случай, а стоило бы.
К дому, откуда поступил вызов, идем пешком. Машина одна, и ее успела занять другая бригада, срочно выехавшая восстанавливать сгоревший электрощиток. А мы тем временем подходим к 9-этажному дому, в подвале которого произошла утечка. Про резиновые сапоги я тоже не подумал. Но делать нечего, так что в очередной раз отругав себя за непредусмотрительность, понуро следую за ребятами. Ключи от железной двери, ведущей в подвал, принес жилец дома. Спускаемся вниз по бетонной лестнице и уже слышим журчание воды.
— Слышишь? – Расул указывает огромным разводным ключом в сторону труб, откуда идет звук. – Вот так быть не должно. И вот так тоже, – говорит мастер, смело шлепая в добротных сапогах по образовавшимся от протечки лужам.
— А это чьё? – обращается он к впереди идущему напарнику Сергею, оглядывая срезанные железные трубы, аккуратно сложенные в углу подвала.
— Моё. Трубы заменили на пластиковые, а эти на ограду участка пойдут, – по-хозяйски отвечает слесарь.
— А жильцы в курсе? – интересуюсь я.
— Да на кой они им? Только обрадуются, если кто-то за них отсюда этот металлолом вытащит. А воровать здесь нечего, да и времени у нас нет, – шутят ребята.
По подвалу шли, освещая себе путь телефонами. Кругом мелкий бытовой мусор, крутые выступы, битое стекло и обрывки стекловаты. Наконец пробираемся в очередной отсек, где из трубы течет вода. Внизу уже натекло довольно много. Проблема еще и в том, что труба с пробоиной находится в клубке других. Как туда подобраться — не представляю.
— Эх ты, практикант! Что же не сказал, что «босиком» пришел (это он о моих неприспособленных штиблетах)? Мы б тебе выдали пару сапог. Ладно, постой тут, а то по колено вымокнешь, – пощадил меня Расул.
Соседи предупреждены, что идут работы, поэтому водой и туалетом никто не пользуется. Ждать, пока оставшаяся в стояке вода перестанет течь, времени нет, и мастера взбираются по стремянке вверх.
— Пластиковая труба. Здесь швы усохли, резина уже старая, — поясняют мне. — Ну-ка, подай мне ключ, только не искупайся и голову береги, когда встаешь с корточек: забудешь про трубу, которая над тобой, мало не покажется. А нам с тобой потом возись, вытаскивай. Гляди в оба!
Для себя понял, что пластиковые трубы – не панацея от проблем с водоснабжением. Оказывается, со временем швы на них все-таки ослабевают и образуется небольшой зазор. В итоге резина намокает, портится, трескается и щель становится еще больше. Как и моя убежденность в собственной бесполезности нахождения в этом подвале. Хотя… Ключи-то подаю, значит, есть и от меня толк.
— Сейчас-то трубы качественные делают, а еще лет 10 назад все турецкие ставили. Они слабые, резина и сам пластик долго не держат, – объясняет Сергей.
Тем временем Расул уже зачищает край трубы.
— Утюг включи, – привычно бросает Расул, а я – в ступор. Видя мое недоумение, поясняет, улыбаясь: прибор для пайки пластиковых труб зовут «утюгом».
Работа закончена, труба сухая, я – нет.
— Ну вот, больше не потечёт, — заключает Сергей.
— А ты все-таки промок, – смеются ребята, глядя на меня.
— Ничего, зато крещение прошел. Всё, идем на базу, — командует Расул.
Выходим из подвала во двор, где уже ждут несколько жильцов. Пожилая женщина подходит к нам, интересуется, свободны ли, не торопимся на очередной вызов?
— А что случилось?
— Внук на двери ванной катался, петли сорвал. Можете прикрутить? Я уже новые купила.
— Вот ведь сорванец! Разве ж вам откажешь, тетя? Ведите.
Поднимаемся в квартиру. Расул с пониманием дела осматривает старые петли. Шурупы короткие и тонкие.
— А сорванец ваш в каком классе?
— В третьем.
— Если до 5 класса будет кататься, то петли опять оторвутся.
— Да я уже второй раз вызываю мастеров только за этот год, – смеется хозяйка. Сергей тем временем уже прикрутил новые петли, поставил дверь на место. Собрали инструменты, выходим.
— Сколько с меня? — интересуется хозяйка.
— Ничего не надо, — смущенно отвечают коммунальщики, поглядывая на меня. А хозяйка сует в карман одному из работников 100 рублей. Делаю вид, что ничего не замечаю, чтобы еще больше не смущать ребят.
— За техобслуживание я почти 500 рублей плачу, – говорю коммунальщикам. — А как в принципе с оплатой?
— Не по адресу вопрос, — отвечает Расул. — Но я тебе так скажу: ты, видать, ответственный. А вот у некоторых по миллиону есть долги. Единицы платят стабильно. А если ты про сотню от той тети… Народ сам предлагает, просто благодарят.
— А зарплата какая?
— 14 тысяч.
— Шабашка часто бывает?
— Нет, в основном сентябрь-октябрь, когда готовятся к отопительному сезону. А так — в месяц раз пять бывает, но это копейки, тем более что работаем мы в паре.
Проходим по улице, где течет канализация. «Это им надо обращаться в горводоканал, а мы внутри дома работаем», – предупреждая мой вопрос, поясняют ребята.
После обеда идем по очередному адресу, где из-за сильного порыва ветра вырвало петли подъездной двери. Дверь железная, так что нужен сварщик. Приезжает через 20 минут, закончив работу на другом объекте. Дверь необходимо было закрыть на пару минут, чтобы избежать перекоса во время сварки. Именно в это время жительница срочно хочет выйти.
— Подождите минутку, — просит сварщик женщину.
— А выйти мне через балкон?
— Мы делаем работу по вашему же вызову…
— Ночью надо работать, чтобы никому не мешать, — предлагает гражданка оригинальное решение трудового распорядка.
— Разные бывают случаи, и люди разные, но работать надо, – философски замечает Расул, обращаясь ко мне. Через минуту сварка окончена, дверь открыта.
Уже вечереет. Ребята собирают инструменты, и снова пешком идем в сторону «базы». Вся проделанная работа будет записана в ежедневный журнал, обозначат проблемы, которые были замечены по ходу, устранять их мастеровые будут уже без меня. Не думаю, что это обстоятельство сильно их опечалит. Таскать практически на себе «босого» неумеху-журналиста… Не слесарское это дело.
Есть мнение!
Дом – это важная часть жизни любого человека, и всегда хочется, чтобы он был комфортным и проживание в нём приносило лишь радость. Многоквартирный дом – это сложный организм, состоящий из разнородных элементов: у каждого жильца свои пожелания. Найти компромисс и обеспечить комфорт для всех помогает управляющая компания.
Ведь у современного жителя есть большой запрос на грамотное и профессиональное управление и обслуживание многоквартирных домов.
Многие жители считают, что во всех их жилищных проблемах виноваты ТСЖ и управляющая компания. И очень трудно порой объяснить, что тепла нет из-за аварии на теплосетях, а свет в домах погас из-за обрыва на линии.
Жители домов должны взаимодействовать с ТСЖ и на общих собраниях решать все возникшие проблемы сообща.
Али Алиев