«Ты верным другом стал…»
Не повезло Баку с водой. Соленой, конечно, сколько угодно – целое море. Есть на Апшеронском полуострове и соленые озера – шоры. Скудная, обожженная солнцем земля как бы источает соленый пот.
Но с пресной водой в Баку и на Апшероне всегда было худо. Издревле существовали здесь кягризы – система колодцев, соединенных подземными ходами – штольнями. Столетиями брали из кягризов мутную солоноватую воду, от которой воротили морду даже верблюды.
Караванные тропы уходили от древних крепостных стен Баку в соседние ханства, в Персию. Волоча за собой пыльные облака, плыли бурой апшеронской степью верблюды. Их перед дальней дорогой заправляли, как теперь заправляют горючим автомобили. Из соломы и отрубей делали плотно спрессованные цилиндры и несколько штук запихивали верблюду в пасть. Этого корма ему хватало на всю дорогу. Караваны увозили нефть. Ею Апшерон был богат, не то что водой. Нефть вычерпывали ведрами из колодцев. Ее горючее свойство было давно известно людям, и с древних времен Азербайджан называли «Страной огней».
В свое время газеты писали об этом, как об одном из самых грандиозных ирригационных сооружений в СССР. В кратчайший срок, всего лишь за шесть месяцев, незадолго до Великой Отечественной войны в Азербайджане была закончена одна из крупнейших народных строек – первая очередь Самур-Дивичинского канала имени И. В. Сталина. Канал протяжением в 109 километров питается водой горной реки Самур, протекающей на границе Азербайджана и Дагестана. Он дошел до районного центра Дивичи и орошал обширный земельный массив, на котором были расположены фруктовые сады, огороды и бахчи.
В 1940 году Указом Президиума ВС СССР были награждены работники нефтяной промышленности, передовики сельского хозяйства и строители Самур-Дивичинского канала Азербайджанской ССР. Вот выдержка из документа: «В ознаменование 20-й годовщины освобождения Азербайджана от ига капитализма и установления там Советской власти за успехи в развитии нефтяной промышленности, за достижения в области подъема сельского хозяйства и образцовое выполнение строительства Самур-Дивичинского канала наградить: Говерта Александра Робертовича – главного инженера строительства Самур-Дивичинского канала, Селимбекова Джафара Багаб оглы – главного инженера по проектированию Самур-Дивичинского канала, Исаева Аллахверди Мухтар оглы – редактора газеты строительства Самур-Дивичинского канала «Сталинская стройка», Салманова Салмана Рахман оглы – трудящегося колхоза им. Молотова Кусарского района, выполнявшего нормы земляных работ на строительстве СамурДивичинского канала на 800 процентов…». Всего было награждено более 400 человек.
Пятидесятые годы XX века наполнили прикаспийскую степь гулом землеройных машин. От Самура протянулась к Апшерону лента канала. Два небольших шора и низина вокруг них приняли самурскую воду, образовав Джейран-Батанское водохранилище. Отсюда пролегли нити водопроводов: на юг – к Баку и на север – к новому промышленному городу Сумгаиту.
Газеты продолжали сообщать: «Теперь начинается строительство второй очереди канала протяженностью в 127 километров. Воды Самура, перерезав Апшеронский полуостров, дойдут до Баку. Вторая очередь Самур-Дивичинского канала даст возможность оросить свыше десяти тысяч гектаров земли. На этой площади будут созданы самое большое в Советском Союзе оливковое хозяйство с плантациями маслин, а также фруктовые сады, виноградники, огороды. Самур-Дивичинский канал будет давать Баку и его нефтяным районам от десяти до двенадцати миллионов ведер воды в сутки».
Для обеспечения маловодных районов в 1952 году по ходатайству Азербайджанской ССР на территории Магарамкентского района Дагестанской АССР был выделен участок земли под строительство гидроузла и водозаборных сооружений Самур-Дивичинского (позже Самур-Апшеронского) канала.
Самурский гидроузел – самое крупное гидротехническое сооружение (вододелитель) в 31 км от устья реки – строился для подачи воды в Самур-Дивичинский канал.
Руководил строительством этого гидроузла Рифаат Алекперович Ахундов, талантливый инженер и организатор, прошедший всю Великую Отечественную войну, встретивший Победу в чине полковника. Это был человек кристальной честности, о нем в народе слагались былины.
По окончании строительства этого гидроузла Рифаат Алекперович стал главным инженером Кура-Араксводстроя, а впоследствии – заместителем начальника этого предприятия. С большим уважением к нему относились не только подчиненные, но и руководство.
В 1960-1965 гг. была проведена реконструкция канала, что позволило оросить 100 тыс. га земель на северо-востоке республики и на Апшеронском полуострове, а также увеличить и улучшить промышленное и коммунальное водоснабжение городов и районов, прилегающих к каналу, самого Баку.
После распада СССР Самурский гидроузел был объявлен собственностью Азербайджана (хотя располагался на территории России). Административная граница проходила по правому берегу реки, и весь гидроузел располагался на территории Дагестана.
В настоящее время автомобили, направляющиеся из России в Азербайджан и обратно, ездят через Самур по старому мосту, который построен в 1953 году. В обиходе его называют «Золотым мостом». Это название он получил в начале 90-х годов – после отделения Азербайджана от России и появления здесь пограничников и таможенников.
Мост – часть комплекса Самурского гидроузла, длительное время он не ремонтировался, и сегодня находится под угрозой обвала. Общая длина его – 204 метра, половина конструкции расположена на российской стороне.
Несмотря на то, что реконструкция моста давно обсуждалась двумя соседними странами – Азербайджаном и Россией, работы в этом направлении не производились. Габариты и степень прочности моста не соответствуют современным нормам и требованиям, вскоре он будет закрыт для движения.
Проект строительства нового моста через реку Самур в районе пунктов пропуска «Самур» (Азербайджанская Республика) – «Яраг-Казмаляр» (Российская Федерация) через азербайджано-российскую государственную границу был принят 13 августа 2013 года в соответствии с соглашением о строительстве автомобильного моста, заключенным между правительствами Азербайджанской Республики и Российской Федерации. Торжественная церемония закладки первого камня в ознаменование строительство моста через реку Самур прошла 18 октября 2017 года на пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» в Магарамкентском районе Дагестана.
Новый трансграничный автомобильный мост, проект которого был одобрен Главгосэкспертизой России, планируется возвести в 60 м от старого. Граница между государствами пройдет посередине моста, соединяющего берега двух государств. Он рассчитан на двухполосное движение автотранспорта с возможностью организации третьей, реверсивной полосы в часы пик. Учтены соответствия современным требованиям по расчетным нагрузкам. Его длина составит 325,3 м, ширина – 17,3 м, сейсмостойкость – 9 баллов.
Предполагается, что длина моста, то есть протяженность и подходы к нему, составит порядка 800 погонных метров. Проект предусматривает и реконструкцию построенных в 1957 году береговых укреплений. Его наличие обеспечит развитие надежного круглогодичного автомобильного сообщения. Также будет увеличена пропускная способность пунктов пропуска российского поста «Яраг-Казмаляр» и азербайджанского «Самур». Реализация этого проекта позволит значительно улучшить условия для развития торгово-экономических связей между двумя государствами.