Управляешь – управляй!
Генеральный прокурор России Игорь Краснов поручил прокуратурам по всей стране провести проверку деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами.
Проводится такая проверка и на территории нашей республики. Итогом этих мероприятий стали возбужденные уголовные дела в отношении руководителей управляющих компаний. Так, было возбуждено уголовное дело в отношении директора ООО «Управляющая компания № 18» в Махачкале, который подозревается в мошенничестве и использовании поддельного документа. Этому предшествовала жалоба жильцов дома № 13 по ул. Нахимова в прокуратуру Махачкалы о незаконности повышения тарифа за техническое обслуживание. Проверка показала, что в 2017 году подозреваемый представил в Государственную жилищную инспекцию Дагестана подложный протокол о согласии жильцов на повышение тарифа за оказание услуг по техническому обслуживанию дома с 8,95 до 13,6 рубля. С июля 2017 по август 2019 года он по завышенному коэффициенту получил свыше 400 тыс. рублей, которые были похищены.
То, что Генеральная прокуратура обратила внимание на деятельность управляющих компаний, хорошо. Ведь долгое время ее подразделения на местах реагировали на жалобы снизу в лучшем случае формальными отписками, считает руководитель общественной организации «Центр правовой защиты потребителей» Хабиб Нестеров.
– Семь лет назад наша организация проверила 40 управляющих компаний. Были выявлены многочисленные нарушения. Все материалы мы отправили во все три районные прокуратуры Махачкалы. Никакой реакции не последовало. Если есть поручение Генеральной прокуратуры, они будут заниматься. Но я боюсь, что после того, как срок проверки закончится, эта проблема снова отойдет на второй план. Мы получим очередную кампанейщину, которая мало отразится на реальном положении вещей. Уверен, что и сами управляющие компании знают, что проходящая проверка – это временная акция, и особо не напрягаются. Да, кто-то из них попадет под горячую руку и будет наказан, но, повторюсь, профилактический эффект от этого будет минимален, чем если бы прокурорские органы на местах занимались этим в постоянном режиме, – говорит Х. Нестеров.
Жаловаться можно на всё, что УК должна выполнять в силу своих прямых обязанностей или в связи с тем, что взяла на себя ответственность по договору управления МКД
Как сказано в поручении генерального прокурора Игоря Краснова о проведении проверки, акцент будет сделан на вопросах обоснованности расчетов и взимания платы за жилищно-коммунальные услуги, полноты и своевременности их оказания.
– Это действительно наиболее болезненный момент в деятельности управляющих компаний, – продолжает Х. Нестеров. – Каждый тариф, по которому они взимают плату, предусматривает конкретный перечень работ, которые должна выполнять УК. Это содержание и ремонт общего имущества, текущий и капитальный ремонт внутридомовых инженерных коммуникаций, надлежащее содержание придомовой территории, в том числе детских, спортивных площадок и т. д. Но ничего из этого не выполняется. Проблема и в том, что мы, потребители, даже не знаем, что обязаны делать управляющие компании. Хотя информация об этом должна быть общедоступна. В каждом подъезде должен висеть перечень услуг, который обязана предоставлять жильцам управляющая компания. Но вы где-нибудь видели такую информацию?
Жители многоквартирных домов достаточно быстро замечают, что их УК не совсем ответственно управляет доверенным имуществом и, возможно, расходует ежемесячно собираемые платежи не совсем по назначению. Но при этом они не принимают своевременных мер, чтобы пресечь это.
– Когда в вашем платежном документе появилась малопонятная строчка или у вас появилось сомнение в обоснованности выставленного счета, надо точно выяснить, откуда это взялось. Если этого не сделать, то даже в случае дальнейшей проверки и установления незаконности поборов не факт, что получится что-то вернуть, – говорит руководитель регионального центра российской общественной организации «ЖКХ контроль» Сайпутдин Давдиев.
Прежде всего надо обратиться в вашу УК. Если это не привело к результату, надо обязательно жаловаться в Жилинспекцию, прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Для жалоб в надзорные ведомства необязательно подавать обращения лично, вполне можно сделать это через портал «Госуслуги», а действующие тарифы можно проверить через сайт Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства ГИС ЖКХ. Кстати, на этом же ресурсе можно найти информацию о всех проверках вашей управляющей организации. Обязанность публиковать отчёты и результаты проверок закреплена в законе о ГИС ЖКХ (в пункте 5 части 1 статьи 6 закона) и Приказе о размещении информации в ГИС ЖКХ. Чтобы найти акт проведённой проверки, достаточно перейти по ссылке «Реестр проверок» и в строке «Субъект проверки» ввести данные о своей управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).
Если данных о проверках нет или вы недовольны результатом проведённых мероприятий, нужно составлять жалобу именно в прокуратуру, при этом не забыть сослаться на все свои прошлые обращения в инстанции.
«Помните, жаловаться можно на всё, что УК должна выполнять в силу своих прямых обязанностей или в связи с тем, что взяла на себя ответственность по договору управления многоквартирным домом. Жалобы можно отправлять сразу во все инстанции, и ответ должны дать не позднее 30 дней», – советует эксперт.