Рабочие династии есть и сегодня
Молодежь в большинстве своем мечтает о непыльной и в то же время высокооплачиваемой работе в офисе. Кратчайшую дорогу к этому они видят через получение диплома юриста или экономиста. Но вот и диплом на руках, а место банковского служащего или юрисконсульта крупной фирмы для выпускника так никто и не подготовил. В результате дипломированные безработные в ожидании лучших времён сидят на шее родителей.
А вот их сверстники Захар, Али и Казбек решили, что валяться на диване и мечтать о золотых горах — это не для них. И после школы пошли работать на завод имени Магомеда Гаджиева. Кроме общего места работы, их еще объединяет то, что они — родные братья. На заводе также трудится их отец Магомед Юсупов. Вот такая трудовая династия.
Конечно, родитель повлиял на выбор сыновей. Но сейчас они не жалеют об этом.
— Когда отец предложил мне устроиться на завод, я воспринял это без особого энтузиазма, — признается Али. Его мечтой было стать профессиональным футболистом. Али успешно выступал за детские и юношеские команды, а затем даже пробился в молодежный состав махачкалинского «Динамо». Но он понял, что должен зарабатывать деньги здесь и сейчас. А становление его спортивной карьеры, наоборот, было затратным для семейного бюджета, поскольку родителям приходилось оплачивать практически всё, начиная от спортивной амуниции до поездок на соревнования.
Начал Али, как все, учеником. Первые шаги на новом поприще давались не без труда.
— Не скрою, — говорит он, — поначалу было тяжело, прежде всего морально. Многое было непривычным. Тогда на заводе практически не было молодежи. Но вскоре чувство одиночества прошло. На предприятии дружный и сплоченный коллектив, можно сказать, одна большая семья. Мне помогали старшие товарищи: кто советом, кто добрым словом. Моим персональным наставником был Рагимхан Каиров, он обучал меня азам профессии. Я на заводе уже 8 лет и сейчас не мыслю себя вне стен родного предприятия.
Мы разговариваем в механическом цехе № 2. Сюда из других цехов поступают детали, а отсюда выходит готовая продукция.
— В настоящее время мы собираем задвижки для труб горячего и холодного водоснабжения, — перекрикивая шум станков, объясняет Али и поясняет: — Раньше использовался чугунный клин для перекрытия воды. Наши инженеры придумали делать клин резиновым снаружи, с чугунным сердечником внутри. Во-первых, это дает удешевление продукции. Кроме того, такая задвижка служит дольше. Чугун со временем истончается и пропускает воду, а резина сопротивляется разрушению гораздо дольше. Гарантийный срок на такую продукцию составляет 20 лет.
В цехе также собирают запорную арматуру, используемую на нефтеперегонных предприятиях.
На заводе Али овладел тремя специальностями – сверловщика, водителя электрокара и слесаря механосборочных работ.
— Что меня привлекает на моем нынешнем месте работы? Стабильность. Я знаю, что заработную плату получу вовремя и в полном объеме. Кроме того, как я уже говорил, завод – это особая атмосфера трудового товарищества. Я еще с детства знаю о жизни предприятия не понаслышке. Отец брал сюда нас с братьями во время школьных каникул. Мы принимали участие в неформальных мероприятиях – новогодних утренниках, майских праздниках. Конечно, тогда завод имени Магомеда Гаджиева был флагманом дагестанской промышленности. Помню, как в актовом зале собиралось несколько сотен человек. Хочется верить, что эти времена вернутся и завод вновь заработает в полную силу, — говорит Али.
Свое увлечение футболом он все же не забросил: возглавляет команду механического цеха.
— На внутризаводских соревнованиях по футболу команда нашего цеха стабильно берет первое место, — с гордостью сообщает капитан.
— Футбол? Ты же говорил, что на заводе молодежи мало.
— Это было раньше. Сейчас ситуация изменилась. Только из одного нашего цеха можно набрать три футбольные команды.
В соседнем малярном цехе работает Захар Юсупов. У него тоже была юношеская мечта — стать психологом. Закончил психологический факультет ДГУ. Но династические традиции оказались сильнее. И вот уже 10 лет он на заводе.
— Знания психологии помогают мне и сейчас, например, налаживать контакты с людьми. Я уходил работать в другое место, но все равно вернулся на завод. Что-то тянет сюда.
Захар считает, что промышленное предприятие – это школа высокого профессионализма.
— Посмотрите, сегодня нормальных токарей не хватает, хотя на них есть стабильный спрос. Хорошего токаря в автомоторном цехе оторвут с руками. Многие молодые люди, которые пришли на завод полными техническими неумехами, получили здесь хорошие навыки. Самое главное, на заводе еще остались мастера старой закалки, которые могут и хотят передать свои знания молодежи.
— Я спокоен за своих сыновей. Знаю, что они не станут наркоманами, не уйдут в леса. Рядом со мной трудятся двое сыновей. Скоро ждем младшего. Он недавно вернулся из армии. Дадим ему немного отдохнуть, а потом – за работу, — говорит Магомед Юсупов.
Он сам пришел на завод 17-летним юношей и остался здесь на 43 года. Сейчас он начальник механического цеха. И благодарит судьбу, которая привела его сюда.
— Такого коллектива, как на заводе, не встретишь нигде. И нигде вы не увидите такой преданности своему делу. Вот, смотрите, идет один из наших старейших рабочих Семен Абрамов. Он пришел сюда почти пацаном, как и я, а сейчас ему 75 лет. Мы, конечно же, надеемся, что молодое поколение достойно заменит нас.
Подготовка новых кадров — одна из самых серьезных проблем, стоящих перед предприятием, считает председатель профсоюзной организации завода Людмила Зайцева.
— Сегодня в республике нет учебных заведений, которые готовили бы специалистов для нашего завода. Это касается прежде всего рабочих профессий, таких как токари, сварщики, литейщики, фрезеровщики. Неподалеку от нас есть профтехучилище № 21. В советские времена оно было нашим подшефным, многие его выпускники приходили на работу к нам. А сейчас там готовят гувернанток, официантов, барменов. Такая же ситуация с высокотехнологичными специализациями – инженерами, технологами и т.д. Сегодня даже технические вузы выпускают больше юристов и экономистов, — говорит она.
Поэтому на заводе готовы принять даже неподготовленных молодых людей и обучить их на месте. Желающие могут получить за счет завода высшее образование.
— Предприятие полностью оплачивает заочное обучение наших сотрудников в Дагестанском государственном техническом университете по определенному списку специальностей, — говорит Людмила Сайпулаевна.
Она уверена, что самые тяжелые времена для завода остались позади.
— Конечно, нынешнюю ситуацию трудно сравнивать с советским периодом, когда на предприятии трудилось более 3 тысяч человек и оно работало в три смены. Сейчас в коллективе примерно 700 сотрудников. Да, есть объективные трудности: оборудование давно не обновлялось, станкам по 30 лет. Но, самое главное, мы сохранили завод, в то время как многие объекты промышленности фактически прекратили свое существование. В этом заслуга всего коллектива. Мы готовы работать на полную мощность. Здесь уже многое зависит от политики государства, надо поддерживать и развивать свою промышленность. Тогда и молодежь к нам будет идти охотнее и таких трудовых династий, как семья Юсуповых, станет больше.