В «тени» вольготнее, но…
Теневая экономика – давняя проблема Дагестана. По разным оценкам, ее доля составляет от 60 до 80 %. Это порождает массу нереализованных возможностей: непостроенные школы, дороги, детские сады, больницы, неоказанные услуги, страдает бюджет…
При всех усилиях властей и наличия всевозможных форм стимулирования, преференций, мотиваций для легального ведения бизнеса нелегалы тем не менее остаются серьезным барьером поступательного развития республики. Давно бы ушла в прошлое та самая пресловутая дотационность нашего региона, если бы бизнес исправно платил налоги. Однако это, увы, не так.
К примеру, возьмем сферу СМИ. С недавних пор «Дагестанская правда» сменила статус с ГБУ на ГАУ. Поясним: помимо бюджетной финансовой составляющей для хозяйственной деятельности редакций, печатных и интернет-изданий необходима финансовая подпитка от рекламы. Журналисты делают контент, чтобы заработать на нем и быть на плаву, иметь достойные зарплаты. Рекламный рынок нам просто необходим. Но есть ли он в Дагестане?
Этот вопрос руководитель «ДП» Бурлият Токболатова не так давно подняла на одном из совещаний. В частности, было отмечено, что зарабатывать самостоятельно мы готовы, только как, если сделать это не представляется возможным в силу того, что теневой бизнес в рекламе не нуждается? Скажем откровенно, реакция контролирующих органов не была адекватной. На прямые доказательства отсутствия комфортных возможностей вести дела с бизнесом нас стали убеждать в обратном. Что странно, учитывая, что каждый из нас знает: переводы на карту, оплата наличными в магазинах, аптеках, частных медицинских учреждениях, в организациях, оказывающих услуги, – неприкрытый уход в «тень». Знают об этом и в тех же самых контролирующих органах. Знают, но…
Как бы не «засветиться»
Само собой, львиная доля предпринимателей, по сути заинтересованных в распространении информации о себе, как ни странно, предпочитает находиться в тени, в том числе в части информационного сопровождения. Социальные сети вопреки запретам и блокировкам эту рекламную нишу отдать кому-то не спешат. А теневиков это вполне устраивает. Как и всех тех, кому это выгодно.
Как быть в такой ситуации государственным СМИ, которым в настоящем, помимо бюджетных ассигнований, настоятельно рекомендуют обеспечить свою хозяйственную деятельность значительным увеличением доли рекламной выручки? Насколько это реально в существующих условиях? Ответ однозначный: сделать это без упорной борьбы с теневым бизнесом невозможно.
На то, что теневики по-прежнему вольготно чувствуют себя в республике, постоянно указывает Глава РД Сергей Меликов. По оценке руководства Дагестана, значительный объем экономики у нас все еще находится «в тени». Прежде всего это касается сферы рыночной торговли, где лишь малая часть продавцов использует кассовые аппараты.
Попытки навести порядок в этой сфере приводят к изобретению «более изощренных схем уклонения от закона», отмечает Сергей Меликов. Одна из них – изменение формы организационно-правовой работы объекта. Глава Дагестана подчеркнул, что эффективные меры в этой связи должны принимать как муниципальные власти, которые заинтересованы в налоговых поступлениях, так и органы правопорядка. И это речь только о розничной торговле.
Так вот, чтобы то или иное СМИ могло успешно зарабатывать на рекламе, делать свою непосредственную работу должны и органы правопорядка. Пока же журналисты зачастую не получают заказы на рекламу даже от легальных, вполне успешных и известных предпринимателей и компаний. Причина? Их останавливает страх «засветиться» в контрольно-надзорных органах, вероятность посещения которых после публикаций возрастает в разы. Вероятно, сильно «кошмарят» легальный бизнес. А тем, кто «в тени», проверки не угрожают. Так о какой заинтересованности бизнеса в рекламе может идти речь?
Органы говорят
Между тем, анализируя ответ налоговой службы, поступивший на запрос «Дагправды», приходишь к заключению, что не все так плохо. Работа по выявлению теневой составляющей экономики республики ведется. Однако насколько она достаточна при всех декларируемых позитивных показателях налоговиков – вопрос отдельный.
Чтобы быть объективными, приведем информацию о проделанной работе УФНС России по РД в деле снижения теневой экономики в нашем регионе. О принятых мерах рассказал исполняющий обязанности заместителя руководителя УФНС России по РД Р. Тирмитов.
Так, Управлением ФНС организовано взаимодействие и активное сотрудничество с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, Министерством промышленности и торговли РД и другими заинтересованными структурами и ведомствами.
Согласно данным ведомства, за I квартал 2024 г. межведомственными рабочими группами в отношении 988 лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и постановки на налоговый учет, были составлены протоколы об административном правонарушении в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ, в том числе 457 протоколов составили работники Управления.
При проведении мероприятий особое внимание уделяется лицам, ранее привлекавшимся к административной ответственности, но так и не соблюдающих длительное время требования о постановке на налоговый учет. В отношении таких лиц Управлением инициировано направление обращений и материалов в прокуратуру республики о приостановлении их деятельности в судебном порядке до устранения нарушений (регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица). Исковые заявления прокуратуры в отношении нескольких лиц на основании материалов, представленных Управлением, уже находятся на рассмотрении в судах.
В целях повышения эффективности проводимых мероприятий Управлением были разработаны и направлены главам 51-го муниципального образования республики методические рекомендации с навигацией действий по приостановлению деятельности недобросовестных налогоплательщиков в судебном порядке и шаблонами документов.
В части принятия мер, направленных на оснащение торговых точек контрольно-кассовой техникой (ККТ) согласно постановлению Правительства РФ, были продлены ограничения на организацию и проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. В результате чего основной формой влияния на налогоплательщиков по вопросу соблюдения законодательства о применении ККТ являются профилактические мероприятия.
Целью проектов «Общественное питание», «Рынки», «АЗС» является обеление соответствующих сфер деятельности с помощью комплекса мероприятий, направленных на определение причин, способствующих сокрытию выручки, и на побуждение повсеместного применения ККТ в установленных законом случаях, увеличение выручки, фиксируемой с применением ККТ. Проекты призваны выработать механизмы и предложения, которые позволят вывести субъекты предпринимательства отрасли из теневого сектора.
Следует отметить, что проекты предусматривают проведение проверок с учетом риск-ориентированного подхода и только в отношении недобросовестных налогоплательщиков соответствующей сферы, не соблюдающих требования законодательства о применении ККТ.
В частности, в рамках реализации проекта «Общественное питание» с начала 2024 года Управлением было проведено 2 масштабных мероприятия с участием представителей Минпромторга РД: 5 февраля в Махачкале и 7 февраля в Каспийске. В них также участвовали представители Дагестанского республиканского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Уполномоченного по защите прав предпринимателей в республике.
Мероприятия проводились в отношении некоторых крупных объектов общественного питания, находящихся в зоне риска. В эту зону отнесены объекты, у которых расчеты с применением ККТ несоизмеримы с физическими показателями и объемами фактически осуществляемой предпринимательской деятельности.
Совместные мероприятия с участием Минпромторга РД также были проведены межведомственной рабочей группой в объектах общественного питания Буйнакска. Помимо этого, сообщает в Управлении, постоянно проводится системная информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками в целях побуждения выхода их из теневого сектора экономики и зоны риска.
Ведомство также сообщило, что в части реализации проекта «Рынки» в республике в настоящее время осуществляют деятельность 34 рынка, из которых только 11 (32,3 %) имеют разрешение на право организации рынка, остальные осуществляют деятельность без статуса управляющей компании.
Поскольку большая часть рынков такими не является, как это определено Федеральным законом № 271-ФЗ, данная ситуация не позволяет применять к организаторам незаконных торговых пространств требования указанного закона при одновременном бездействии с их стороны в отношении арендаторов, не применяющих ККТ.
В ходе реализации регионального проекта «АЗС» Управлением на постоянной основе осуществляется мониторинг деятельности АЗС в регионе. По результатам проводятся профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия. Так, начиная с января 2023 года по сегодняшний день в отношении налогоплательщиков автозаправочных станций вынесено 206 предостережений о недопустимости нарушения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, а также составлено 62 материала по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Результаты проводимых Управлением мероприятий характеризуются следующими показателями.
По данным ККТ, на территории Дагестана общая выручка за I квартал 2024 г. составила 41,9 млрд руб., что на 9,1 млрд руб. больше, чем за аналогичный период 2023 года (32,8 млрд руб.).
Из общей выручки за I квартал 2024 г. на АЗС/АГЗС приходится 4,7 % (1,96 млрд руб.), на общественное питание – 5,5 % (2,29 млрд руб.), на розничные рынки – 4,5 % (1,89 млрд руб.).
За I квартал 2024 г. прирост количества чеков по сравнению с I кварталом 2023 г. составил 10,48 млн шт. (в I квартале 2023 г. – 22,99 млн шт., в I квартале 2024 г. – 33,47 млн шт.).
По отраслевым федеральным и региональным проектам прирост выручки и количества сформированных чеков в I квартале 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 года составил соответственно: проект «Рынки» — +951,1 млн руб. выручки (+100,9%) и +183,5 тыс. чеков (+51,8%); проект «Общественное питание» — +948 млн руб. выручки (+70 %) и +1054,3 тыс. чеков (+65,7%); проект «АЗС» — +1 094,81 млн руб. выручки (+126 %) и +909,3 тыс. чеков (+112,8%).
Проводимыми Управлением мероприятиями по республике сохраняется значительная динамика выручки по ККТ по сравнению с предыдущими периодами: на 01.05.2024 выручка составила 67,87 млрд руб., что на 23,10 млрд руб. больше, чем за аналогичный период 2023 года (44,77 млрд руб.).
Наблюдается рост количества профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий. С начала 2024 года уже вынесено 578 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при применении ККТ. За весь 2023 год было вынесено 713 предостережений.
На 01.05.2024 проведено 144 надзорных мероприятия, в ходе которых осуществлены контрольные закупки. В 2023 году их было 26. Для сведения, по состоянию на 2024 г. общее количество ККТ по республике достигло 19 425 единиц. Только за 4 месяца этого года в регионе зарегистрировано 2001 единица контрольно-кассовой техники.
«Управление продолжает проводить на постоянной основе системную работу, направленную на увеличение доходной части бюджета Республики Дагестан», – заверили нас в ведомстве.
Экспертное мнение
Тем не менее, как уже было сказано, проблема не перестает быть актуальной. В то же время, по мнению заместителя председателя Комиссии по экономической политике, вопросам развития АПК, поддержке малого и среднего предпринимательства, туризма и экологии Общественной палаты Дагестана Эльдара Адельшинова, в последние годы наблюдается положительная динамика. Об этом говорит рост числа зарегистрированных ИП, ООО и самозанятых, считает собеседник «ДП».
– Всё больше предпринимателей выходят из «тени», устанавливают терминалы и кассовые аппараты. Только число индивидуальных предпринимателей в Дагестане возросло на 17,4 % в 2023 году, а с начала 2024 года мы наблюдаем рост в 6,8 %. Активно растет и число самозанятых. По данным УФНС, рост уплаченных налогов по сравнению с 2022 годом составил 57,8 %, – говорит Адельшинов. – Большую роль в этом сыграла политика главы региона и Правительства РД, направленная на поддержку и развитие бизнеса. Для ИП в регионе действует сниженная система налоговых ставок. И эффективность проделанной работы мы видим в цифрах.
– Эльдар Рамильевич, самый простой пример: отсутствие (в подавляющем большинстве случаев) возможности оплачивать покупки и услуги банковской картой, а это неприкрытый уход бизнеса в «тень». Складывается впечатление, что это уже неизлечимая болезнь. Судя по всему, подобное положение вещей устраивает всех участников процесса расчетов. Не говорит ли это о необходимости перевоспитания нашего относительно молодого капиталистического общества?
– Да, огромные средства остаются в теневом секторе экономики Дагестана, который тормозит социально-экономическое развитие нашей республики. Как было сказано, многие уже «обелились», но при этом продолжают оставлять существенный денежный поток в «тени». С этим каждый из нас сталкивается ежедневно, согласен.
Чтобы оценить потери бюджета республики, опять же рассмотрим цифры. Для сравнения возьмем Ставропольский край, в котором зарегистрировано 103 181 ИП и ООО. Собрано налогов 241,4 млрд рублей в 2023 году. В Дагестане зарегистрировано 61 748 ИП и ООО. На 40 % меньше. Но собрано только 49 млрд руб. налоговых и неналоговый сборов, что на 80 % меньше. При этом Дагестан стал лидером в СКФО по оборотам розничной торговли в 2023 году. Турпоток составил 1,7 млн человек. Наша республика – один из лидеров по строительству. И таких показателей множество. То есть и сборов налогов в бюджет должно быть больше. А это строительство школ, детских садов, дорог, более крупная финансовая поддержка бизнеса.
Сегодня благодаря поддержке Сергея Меликова действуют уникальные налоговые ставки, бизнесу созданы благоприятные условия для выхода из «тени». Налоги – главный ресурс, направленный на развитие нашего региона. И, конечно, граждане ждут от надзорных ведомств более эффективной работы по налоговым сборам в бюджет. Дело за самим бизнесом, ему необходимо принять условия, при которых нужно работать.
Прольём свет на тень?
Учитывая нашу собственную заинтересованность в «обелении» экономики, предлагаем надзорным органам Дагестана на регулярной основе организовать рейдовые мероприятия по оценке проводимой работы. Принцип следующий: чтобы не предупреждать о «нападениях», сообщать о проверках использования кассовой техники мы будем в тот же день, когда будем ее проводить совместно с представителями налоговой службы, министерствами внутренних дел, экономики, торговли. В случае выявлений переводов на карту и оплаты наличкой наведываемся снова через определенный промежуток времени.
Если у наших визави такая форма борьбы с теневой экономикой не вызывает опасения, готовы в рамках собственных возможностей обеспечить открытое и во всех смыслах выгодное взаимодействие.
И еще кое-что. СМИ и контрольные органы при всей своей усердности не смогут искоренить проблему. Покупатели, пользователи услуг – вот те, кто должен быть в первую очередь заинтересован в обелении экономики. Именно с этого мы и начали: непостроенные школы, дороги, детские сады, больницы, неоказанные услуги, страдает бюджет – всё благодаря теневому бизнесу.
Помнится, была такая акция, что-то вроде: не выдали чек – сообщи об этом. А плохо мы о ней помним, потому что прошла незамеченной для всех, что странно. Ведь любим мы жаловаться на плохие дороги и стареющие школы, но при этом забываем, что государство средства на эти цели выделяет благодаря собираемости налогов, в том числе с бизнеса. Может, стоит пересмотреть свое отношение с последним? И понять, что вот это: «А можно перевод сделать?» – наш вклад в собственное неразвитие.