Заплати налоги и строй спокойно
От того, насколько прозрачна экономика, зависит ее результативность. Однако в Дагестане результативность эта, выраженная стабильным ростом отрасли, увы, не стала определяющей ее успеха. Уход от налогов и коррупция в строительстве стали обыденностью. При растущих объемах строительства налоговый вклад в ВРП Дагестана все последние годы стабильно остается низким.
К ак с этим эффективно бороться, на примере АЗС наглядно продемонстрировал врио Главы Дагестана Владимир Васильев. Миллиард рублей дополнительных налогов в бюджет в первом квартале текущего года – следствие его жестких, но справедливых заявлений и действий, особенно действенных на фоне ареста высокопоставленных чиновников Дагестана.
Сработает ли это в строительной отрасли? Безусловно, сработает. Владимир Васильев провел встречу со строителями, объявив «амнистию» тем, кто готов работать в правовом поле, и пригрозив неплательщикам уголовными делами. Однако, чтобы отрасль не встала, а сохранила темпы роста ввода жилья, этой жесткости может недоставать. Принято решение по созданию межведомственной комиссии, которая займется постановкой на учет и вводом в эксплуатацию незаконно возведенных домов.
Проблема вывода из тени строительной отрасли не нова. О том, как сделать ее реальным пополнителем республиканского бюджета, ликвидировав в ней элементы коррупции, на страницах нашей газеты не раз делился своими мыслями президент саморегулируемой организации (СРО) Ассоциация межрегионального отраслевого объединения работодателей «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов.
В частности, еще в 2015 году в статье «Строительство: недооцененная налоговая база» выкладки эксперта ясно демонстрировали, что главной причиной проблем в отрасли является отсутствие должного контроля со стороны органов власти и проверяющих структур за соблюдением законов о градостроительной деятельности.
Несмотря на рост объемов инвестиций в основное строительное производство, в республике налоговая отдача и тогда, и сейчас остается на весьма низком уровне. При норме 10-17% от стоимости объекта, со слов Шахбанова, по факту начисления составляют лишь 2-4%. Только 20% суммы инвестиций в основной капитал участвуют в формировании бюджетов разных уровней. Остальное – это собственно и есть недооцененная потенциальная налоговая база.
Безответственность и преступная халатность глав городов и районов, заказчиков, отсутствие прозрачности в их действиях при осуществлении государственных и муниципальных закупок с аффилированными между собой подрядными организациями, отношения, которые построены на коррупционных схемах, достигают немыслимых размеров: до 40-50% от стоимости объектов.
Все это негативно сказывается на качестве выполняемых работ, вынуждает подрядчиков идти на контакты с «теневым» бизнесом, оказывать услуги в сфере строительства для ухода от уплаты налогов. Речь также о нетрудовых отношениях с рабочими и специалистами, «серых» зарплатах в конвертах. Недобросовестные застройщики закупают некачественные строительные материалы, используют строительную технику и транспорт без налоговой нагрузки. Уклоняясь от уплаты налогов, подобные компании, а это главным образом фирмы-однодневки, не состоящие в СРО, конечно же, выигрывают в конкуренции с легальными конкурентоспособными организациями-плательщиками налогов.
Что касается жилищного строительства, по мнению Али Шахбанова, нужно в первую очередь ликвидировать административные барьеры при получении разрешения на строительство, а также при вводе объекта строительства в эксплуатацию. Крайне злободневными остаются вопросы совершенствования процедур выделения земельных участков. Выставлять на аукцион нужно участки, поставленные на кадастровый учет с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой подключения к коммунальным сетям, с пакетом готовности под застройку.
Нужно также минимизировать контакты инвестора с чиновниками, разработать и внедрить систему выдачи полного пакета разрешительных документов на строительство по принципу «одного окна», использовать системы электронного документооборота для подачи документов на получение разрешения на строительство.
В упомянутой выше публикации еще в 2015 году было впервые озвучено предложение гильдии о создании при Правительстве РД общественного межведомственного координационного Совета по развитию строительного комплекса. В состав Совета было предложено включить представителей профильных министерств и ведомств, государственных заказчиков, налоговой службы, ФАС, руководителей СРО строителей, проектировщиков, изыскателей. Были озвучены предложения о сокращении издержек в отрасли и выводу ее из тени.
Однако, несмотря на поручение Рамазана Алиева (в ту пору – Руководителя Администрации Главы и Правительства РД), разобрать главные препятствия и внести в Правительство предложения по выводу строительной отрасли из тени, обсуждение статьи на круглом столе отраслевого министерства каких-либо существенных изменений не принесло. В публикации «В тени «строительного бума», опубликованной уже по итогам обсуждения, первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Магомед Османов заявил, что республиканский бюджет недополучает от строительного сектора порядка 8-10 млрд рублей ежегодно. Строители готовы платить налоги, отметил он, но при условии уменьшения административных барьеров, снижения размера оплаты за подключение к инженерным сетям и отмены «неофициальных платежей».
Выходит, бюджет за два последних года недополучил порядка 20 миллиардов рублей? Руководитель УФНС РФ по РД Умахан Джабраилов в последующей публикации «Налоговая база. Как ее переоценить» признал, что в предложениях Али Шахбанова есть определенный смысл. «Да, мы согласны с тем, что уровень налоговой нагрузки в регионе отличается от общероссийского, и мы работаем над повышением этих показателей», – отметил он тогда. Однако налоговики подвергают сомнению цифры завышенного, на их взгляд, объема ВРП Дагестана, на основе чего делаются выводы о налоговом потенциале республики. Не исключение, выходит, и вклад строительной отрасли в ВРП республики с ее рекордными показателями роста.
Примечательно и то, что предложение о создании при Правительстве РД общественного межведомственного координационного Совета по развитию строительного комплекса по сути профанировалось. После неоднократных публичных обращений руководителя гильдии координационный Совет создали, но при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РД, статус которого не позволяет решать обозначенные проблемы.
Остались без какого-либо реагирования многочисленные предостережения профессионального экспертного сообщества – принять меры и минимизировать высокие риски высотного строительства в сейсмическом регионе, каким является Дагестан. Теперь, когда решение по созданию межведомственной комиссии в строительстве принято, есть надежда, что бороться будут не только с последствиями беззакония в строительстве. Есть надежда, что больше его не допустят.