Зарплата или милостыня?


Шуточное пожелание советских времен: чтоб тебе жить на одну зарплату - никого особенно не пугало - именно так и жило большинство населения страны. Сегодня ситуация изменилась коренным образом - зарплата утратила свою социальную роль, и тем, для кого это единственный источник дохода, действительно не позавидуешь.
Одна из самых главных проблем оплаты труда страны — несоответствие динамики роста номинальной и реальной заработной платы. За годы реформы уровень реальной оплаты труда работников заметно снизился в разы, тогда как номинальная заработная плата постоянно увеличивается.
До сравнительно недавнего времени динамика реальной заработной платы была и вовсе обратной по отношению к динамике номинальной заработной платы. Она росла в два и более раз в год, а купить на эти деньги можно было на 30-40 процентов меньше благ, чем на зарплату предыдущих лет.
Все это приводило к другой острейшей проблеме — падению покупательной способности заработной платы. Интересный рейтинг провели эксперты накануне дефолта 1998 года: сколько наборов прожиточного минимума можно купить на среднемесячную зарплату в том или ином регионе Российской Федерации. В этом отношении наша республика оказалась почти в хвосте, то есть на третьем месте с конца списка субъектов Российской Федерации: в среднем на зарплату можно было купить только один набор прожиточного минимума, а в других регионах — 3-6 наборов.
Нынешний мировой финансовый кризис проходит в совершенно других условиях социально-экономического развития республики. Дагестан с начала 2006 года вошел в полосу устойчивого динамичного развития и из года в год наращивает темпы развития экономики и улучшения благосостояния населения республики.
За последние годы вместе с номинальной заработной платой соответственно растет и реальная заработная плата. Правда, менее низкими темпами, по сравнению со среднемесячной начисленной номинальной заработной платой одного работника. В прошлом году номинальная составила 7500 рублей, что на 31,7 процента больше, по сравнению с зарплатой предыдущего года, а реальная зарплата из-за высокой инфляции возросла только на 11,6 процента.
За три месяца текущего года среднемесячная заработная плата составила 7963,8 рубля. Понятно, что средняя зарплата по стране или по республике — это как средняя температура по больнице. Давайте посмотрим, как она «пляшет», исходя из официальных данных Госкомстата Дагестана. Среднемесячная заработная плата в декабре прошлого года (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности, которая выдается по ведомостям (без учета теневой), выглядит: энергетиков — 14,9 тыс.рублей, строителей — 13 тысяч, финансистов — 21 тыс., госчиновников — 24,4 тысячи, работников федеральных структур — более 80 тыс.рублей. Согласитесь, на такие деньги можно прожить.
Теперь взглянем на зарплату работников других отраслей народного хозяйства. В сельском хозяйстве она в январе-декабре 2008 года составила 2337 рублей. Работники здравоохранения, образования, культуры получали соответственно по 7032, 5631,7 и 7200,6 рубля. В легкой промышленности лишь 1800 целковых. Много это или мало для гражданина, у которого, допустим, безработная жена и двое детей-школьников? На эти деньги он должен накормить семью, купить одежду, заплатить за услуги ЖКХ, которые нам «оказывают» по полной стоимости, отдохнуть во время отпуска и даже съездить в гости. С учетом всех этих расходов его зарплата — это финансовое банкротство семьи. Это не зарплата, милостыня.
Что такое наша средняя зарплата с точки зрения иностранного рабочего? 7900 рублей — это около 210 долларов в месяц. То есть около 7 долларов в день. На такую сумму можно лишь скромно позавтракать в кафе. Обед и ужин отменяются. О содержании семьи не может быть и речи. Если сказать какому-нибудь американцу или даже португальцу, что он должен работать за такую зарплату, он рассмеется нам в лицо.
Что же позволяет людям не умирать от голода и холода?
Тут ответ непростой. Немало «простых россиян» кормятся вокруг теневой экономики. К примеру, незаконный оборот алкоголя составляет до 12 миллиардов рублей в год. Значит, сыты семьи самогонщиков, перекупщиков и распространителей «паленой» водки, рабочих подпольных цехов по производству спиртного и так далее. Если вы нанимаетесь к «новым дагестанцам» строить дачу, то снова появляется неучтенный доход. Так подрабатывают миллионы людей. По некоторым расчетам, теневая экономика составляет 65 процентов от официальной. Немало теневой экономики и на предприятиях транспорта- приблизительно 10 млрд.рублей, строительного комплекса, торговли и в других отраслях народного хозяйства.
Однако не каждый человек способен найти себе работу в теневом бизнесе. Представьте учительницу начальных классов. Малышей надо учить писать, читать, осваивать родную речь.
Когда и где ей подрабатывать? Такие крайне необходимые обществу специалисты могут жить только на зарплату, а она — мизерная. Что помогает им выжить? Сельские учителя говорят: «Мы живем с огорода». Их городские коллеги с горечью признают: «Существуем за счет родителей-пенсионеров. Малейшая задержка зарплаты в такой ситуации — семейная катастрофа».
Возникает закономерный вопрос: почему нынешнее правительство не может ценить высококвалифицированный и интеллектуальный труд?
Потому что наши реформаторы создали рынок товаров, а не квалифицированного труда, способного производить такой товар. В результате рабочий на станке зарабатывает гораздо меньше своего сверстника, работающего телехранителем «нового дагестанца». Здравоохранение, образование, наука финансируются по остаточному принципу, как и в советские времена.
Но, может, правы те, кто убеждает общество, что рынок и конкуренция все исправят, и достойно зарабатывать будет тот, кто этого заслуживает?
Чепуха! Рынок сам по себе близорук. Полтораста лет тому назад уголь никому не был нужен. Но ученые изобрели паровые машины. Началось бурное развитие угледобычи. Страны, регионы, обладающие запасами твердого топлива, сразу разбогатели. Угольщики стали самой высокооплачиваемой элитой общества. Нефть никого не интересовала, и страны арабского Востока жили в чудовищной нищете. Когда изобрели дизельный и бензиновый двигатели, потребовалось жидкое топливо. Теперь уголь не в чести. Шахты все закрывают — рынку эта продукция не нужна. В фаворе — нефть, газ. Там теперь высокая зарплата, премиальные и «слава трудового класса». Пройдет еще десяток лет, и появится некий новый, к примеру, водородный двигатель (а он обязательно появится), который будет мощней бензинового и экологически чище. Нефть, а с ней и нефтяная, нефтеперерабатывающая промышленность уйдут в забвение. Там упадут заработная плата, льготы и престиж…
Но врачи, учителя всегда нужны. Почему они нынче, как и в советское время, получают нищенскую зарплату наравне с техническими работниками и гораздо меньше, чем торговцы на рынках или телохранители «новых дагестанцев». Но пока реальность жизни именно такова, хотя власти и принимают некоторые меры навести порядок в сфере заработной платы бюджетников. Остается надеяться, что данная цель будет все-таки достигнута, и зарплата наконец станет заработной платой.
Статьи из «Экономика»
Экономическое сердце Кавказа

Вредителю обрубят крылья

Основа новых материалов

Под собственным брендом

Драйверы экономического роста

Праздник труда и дружбы

Выставка достижений
