Знаю как!
«Дагестан кормили, но не развивали»,- констатирует Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Предшествующие руководители говорили, что нужно делать, но вот как делать, чаще умалчивали. Сегодня Глава республики к тому, что предлагает и требует, подводит классическую основу менеджмента, исходит из требований современной социологии и политологии. Главное - он знает как! Наши вопросы к руководителю Управления по экспертизе и контролю реализации проектов развития Администрации Главы и Правительства РД Дмитрию Ленькову: как и что значит работать по-новому?
— Глава определил самое главное и в основу поставил проектный подход, — сказал он. — У нас сегодня много времени отнимает текучка. Непонятно, кто и что делает и в какие сроки. Непонятно, кто за что отвечает. Глава республики определил, что должны быть конкретные и достижимые цели. Это основа проектного подхода.
— То есть выстраивается система координат?
— Работа ведется в том направлении, чтобы укрепить систему исполнения и контроля. Что такое семь приоритетных проектов? Это семь направлений движения развития. Если это республика, то это, конечно, все семь приоритетных проектов. Если это, скажем, горное муниципальное образование, где нет промышленного производства, — это, конечно, «Эффективный АПК». Глава говорит, что нужно организовать работу так, чтобы все при входе в проект понимали, что мы делаем и что мы получим в конце. Организовать промежуточный контроль по понятным всем критериям, но самое главное — чтобы конечная цель совпадала с ожиданиями населения. Выполнение всех мероприятий проектов должно прежде всего удовлетворять потребности людей, жителей конкретных сел, городов и районов. Вот на этом все и строится. Не стоит придумывать проекты, нужно реализовывать насущные проблемные вопросы территорий, это и есть основа формирования проектов. Министерства в этом плане должны быть методическими центрами, должны показывать пути решения проблемных вопросов. Не только то, как можно сделать то или иное дело, но и предлагать варианты его финансирования. У нас зачастую все ждут, как поделят бюджет. Неправильно это. Бюджет должен финансировать проект на 20-25 процентов, остальное — это привлеченные средства. Нужно, чтобы были благоприятные условия для привлечения этих средств. Это целый комплекс мер. Это и работа над имиджем, созданием своих брендов, обеспечение безопасности работы и вложений. Вот о чем речь.
— Я так понимаю, что не нужно рассредоточиваться, а, напротив, создавать предпосылки для развития, создавать точки роста, чтобы люди могли вкладывать в дело свои средства, туда, где уже есть ясные перспективы, гарантирован рост и видны государственные преференции?
— Да, должно быть безопасно, выгодно и в определенной степени гарантировано получение результата. Вот что мы ждем от совместной работы министерств и муниципалитетов, вот таким образом нужно перестроить работу. Должно быть злободневное и актуальное, а не что-то отвлеченное, неясное и абстрактное. Нужно четко закрепить, кто и за что ответствен, и включить механизм промежуточного контроля.
Глава республики дал поручение организовать публичные слушания, отчеты глав муниципальных образований и поселений перед населением. Главы муниципальных образований должны теперь это делать раз в полгода, чтобы люди могли ставить вопросы: что собственно сделано? Устраивает это людей? В развитие этой открытости Глава республики дал также поручение организовать общественные площадки на предстоящих выборах, чтобы люди, которые идут на должности, говорили на них о своем видении решения проблем территорий, а избиратели могли их услышать и выбирать то, что они считают правильным, чтобы люди имели выбор и были вовлечены в процесс. Посыл Главы в том, что приоритетные проекты развития РД не могут реализовываться, в министерстве — они реализуются в муниципалитетах и потому привязаны к территориям. Потому и система должна строиться снизу. Это фундамент, а стены — это инициатива людей на местах.