Ах уж этот батик!
Слово «батик» наверняка слышал каждый. Оказывается, его можно изготовить своими руками, задействовав творческую фантазию, а тем, что получится, украсить интерьер или даже использовать расписную ткань для пошива платья. Некоторые секреты изготовления этого чуда раскрыла широкой аудитории художница Асият Арслангереева, проведя мастер-класс в Доме дружбы в Махачкале.
Асият — член Союза художников России, преподает живопись и композицию на художественно-графическом факультете ДГПУ. Подобные мастер-классы, в том числе и по знаменитой кайтагской вышивке, проводила не раз, и не только в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала, где тоже преподает, но и в школах и даже на выставке в Волгограде.
На столе перед Асият – желтая, зеленая, красная, синяя и черная краски, комбинируя которые можно создать множество композитов, стакан с водой, стеклянная трубочка и даже обычная пищевая соль. Поодаль – заготовленная заранее деревянная рамка с натянутым шелком, на котором простым карандашом изображен едва узнаваемый орнамент. Однако прежде чем увидеть, как все это работает, собравшиеся погрузились в увлекательный мир истории рождения батика.
…А случилось это в Индонезии. Здесь батик носит сакральный характер. Создавался он по особым поводам – подготовка приданого, рождение ребенка, поэтому каждая женщина должна была владеть техникой его изготовления. Основные цвета: охра, сиена, терракота. Батик не изменяется после стирки, поэтому платье, кофту из него можно носить и носить. Славятся своими батиками также Индия, Китай.
И вот долгожданный момент. Художница приступила к показу создания холодного батика – самая простая техника. Асият пригласила присутствующих подойти к холсту, вооружиться кистями и попробовать самим разукрасить орнамент – подводный мир. Попутно рассказала, что лучшие батики создаются на шерстяной ткани (на ней цвета смотрятся ярче), шифоне, хлопчатобумажной ткани (краска хорошо держится), а при помощи соли создаются зрелищные эффекты. А вот еще один секрет: если дать попробовать себя в батике ребенку, который будет непродуманно наносить и смешивать цвета, то это окажется даже намного симпатичнее, чем работа взрослого человека.
Главное в батике — это резерв, который не дает растечься краске. Сегодня резерв изготавливается из резины, и его можно купить в магазине, а раньше это был рисовый отвар, хотя в Индонезии он используется и сейчас.
В числе тех, кто наблюдал за мастер-классом, и преподаватель негосударственного образовательного учреждения «Колледж дизайна и туризма, экономики и права» в Махачкале художник Василий Нагунов. Корреспонденту «ДП» он рассказал, что в современном мире существуют разнообразные техники батика. Работа в батике – дело ответственное, если браться за это всерьез, то не следует допускать растекания краски, иначе придется начинать все сначала.
Автор этих строк впервые попробовала расписывать батик. Краска впитывается в ткань мгновенно, и, с одной стороны, это увлекательно и действует успокаивающе, а с другой – ответственно, чтобы узор не был испорчен. Главное в росписи ткани — зрелищность и необычность. Хотя, как говорят художники, если браться за создание батика всерьез, то только на подбор цветов может уйти неделя.