Сын Муртуз особых надежд на осуществление мечты отца не подавал, танцем не увлекался. Но отец твердо решил отдать его в руки профессионалов, чтобы те научили сына вихревой, задорной лезгинке.
Муртуз к тому времени учился в 9-м классе и не планировал взваливать на себя еще и занятие танцами. Но решение отца в семье не принято было оспаривать. Так он оказался перед приемной комиссией в школе-студии при ансамбле «Лезгинка». Члены комиссии отметили у Муртуза лишь чувство музыкального ритма и против его фамилии в списке претендентов на учебу в танцевальную студию поставили минус, который означал – не принят. Но они не знали силу той мечты, которую вынашивал отец мальчика.
… В результате Муртуза взяли на учебу, но с условием: ненадолго, достаточно будет года занятий, чтобы научиться танцевать лезгинку в кругу своих товарищей. Не более того. Но оказалось, что разминка у балетного станка с элементами классических позиций Муртузу интереснее разучивания движений национального танца. К началу второго года обучения педагоги признали, что он подает определенные надежды.
Школа-студия в основном готовит резерв танцоров для ансамбля «Лезгинка». И по окончании трехгодичного обучения проходит отбор выпускников студии в знаменитый ансамбль. Но тогда повторилась история трехлетней давности. Муртузу поставили условие: походи полгода на репетиции ансамбля, а потом будет видно… Он это условие отверг и продолжил свою учебу на юридическом факультете Даггосуниверситета, танцевал в студенческом ансамбле, ездил на молодежные фестивали, выступал в Ростове-на-Дону, Москве, Турции…
Балет – это труд, труд и еще раз труд. Я это хорошо понимаю, но по секрету скажу: иногда так хочется расслабиться, правда, потом приходится удваивать усилия, чтобы быть в форме
А когда Дагестанский театр оперы и балета объявил набор в балетную труппу, студент ДГУ Муртуз вместе с двумя товарищами по студии после просмотра хореографом театра Мусой Оздоевым стал артистом балета. Это было 15 лет назад. За это время он закончил учебу в ДГУ, а ещё получил диплом колледжа культуры плюс диплом актера театра и кино университета, где получил первое высшее образование. Сейчас Муртуз Гаджиев (на снимке) – заслуженный артист двух северокавказских республик – Ингушетии и Дагестана.
– Вы имеете три диплома об образовании в разных областях, а работаете солистом балета…
– И ни о чем не жалею, – торопливо говорит Муртуз. – Да, я не стал профессиональным юристом, но приобретенные знания помогают мне в жизни.
– Вы не стали и актером драматического театра…
– Зато занимаюсь любимым делом – танцую в балете, где актерство помогает создавать хореографический образ героя. Сценический танец – это ведь создание хореографического образа, это балетный танец и актерское мастерство.
– Первый ваш балет…
– О! Это огромное хореографическое полотно на историческую тему «Имам Шамиль». Полгода мы работали над этим балетом, занимаясь по многу часов каждый день.
– Известно, артист балета – это колоссальный труд. Я знаю, что вас приглашали в «Лезгинку». Почему не откликнулись на это предложение? Ведь по-житейски там лучше – платят гораздо больше, гастроли по миру, звания…
– Да. Это случилось после балета «Инигма». Но я не оставил театр. Это, считаю, мое. Мне интересен балет. Театр – мой дом, прихожу – и меня окутывает его особая энергетика, я чувствую его. А когда в конце спектакля выходишь на поклон к зрителю и зал аплодирует стоя, это непередаваемое состояние счастья, эмоционального взлета, и я благодарен судьбе, что занимаюсь этим делом, своим любимым делом.
– Вам довелось работать с известным балетмейстером Олегом Виноградовым из Санкт-Петербурга.
– Да, он ставит балетные спектакли в театрах Италии, Франции, Кореи. Мой первый учитель в балете – Муса Хазботович Оздоев, он роднее. Но работать с Виноградовым в подготовке спектакля «Асият» было увлекательно, интересно, я получил большой опыт, новые профессиональные накопления.
– Для артиста балета, что важнее – трудоспособность или природные данные, талант?
– Я бы первым качеством назвал самодисциплину, затем – память, чтобы четко знать поочередные движения, и, конечно же, трудоспособность. Балет – это труд, труд и еще раз труд. Я это хорошо понимаю, но по секрету скажу: иногда так хочется расслабиться, правда, потом приходится удваивать усилия, чтобы быть в форме.
– Мы разговариваем накануне профессионального праздника – Международного дня танца, потому поздравляю, желаю улыбок, зрительских восторгов.
– Спасибо.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




51