Бери и делай!
Было время, когда нашу республику называли кузницей оружия Кавказа. Производством холодного, огнестрельного оружия занимались практически в каждом дагестанском селе. Но сегодня древним ремеслом занимаются единицы, специалисты высокого класса. Такие, как Марат Ахмедов.
Кузнец-оружейник, он вот уже на протяжении 10 лет выковывает клинки, и каждая работа – произведение искусства, пользующееся популярностью в России и за рубежом. Технологии, применяемые им в работе, заимствованы у мастеров, работавших с конца XIX до начала XX вв. Мастерская ничем не примечательна, ее легко можно спутать с мастерской из позапрошлого столетия. И лишь ноутбук напоминает, что за окном XXI век.
– Будь то кинжал или клинок, он должен быть традиционным. Оборудование, необходимое для работы кузницы, я собрал собственноручно. Для этого изучал процесс изготовления кавказского холодного оружия, да и сейчас открываю для себя что-то новое, – делится умелец.
В 14 лет ему подарили старинный наследственный кинжал. Тогда он впервые и заинтересовался процессом изготовления оружия. Интересно, что известных оружейников в его роду не было.
В списке редких
Удерживая в руках художественное оружие, мы не задумываемся о том, какой кропотливый труд стоит за этим. Разогрев печь до необходимой температуры, мастер начинает заниматься ручной ковкой. Доведя клинок до классических размеров, он нарезает долы, проводит термообработку для придания необходимой твердости и лишь потом шлифует до зеркального блеска. Монтировка рукояти и ножен – последний этап работы кузнеца.
– Во время изготовления оружия я пытаюсь понять: как это делалось раньше, как работать быстрее без ущерба качеству. На изготовление одного изделия по старинке уходит в среднем около месяца, – рассказывает мастер. – Но, увы, не все понимают, что ручной труд требует огромных физических затрат и за него нужно платить соответственно. Приходится механизировать процесс, чтобы оставаться на рынке, диктующем свои условия.
Высокая оценка
Для обмена опытом и демонстрации уровня мастерства участие в выставках, конкурсах – необходимое условие. Возить с собой холодное оружие непросто, учитывая его вес. При прохождении таможенного контроля никаких проблем не возникает, ведь есть соответствующие сертификаты качества.
Искусство Марата Ахмедова высоко оценили на фестивале кузнецов в Москве (2011 г.), фестивале оружейников в Ингушетии (2015 г.) и международном конкурсе ножевых мастеров в Грузии (2016 г.).
– Много вопросов возникает у коллег, изделиями интересуются и знакомые. В этой связи пару лет назад я решил создать свой влог, в котором делюсь опытом, рассказываю о том, как и чем живет мастерская, – говорит кузнец.
Все сложное – просто
Марат трудится в Избербаше, у него два помощника. Приобщает к древнему ремеслу и своих сыновей, постоянно напоминая им: чтобы добиться прогресса в каком-то деле, нужно усердно работать.
Мельхиор, латунь, медь…Мастер работает практически со всеми видами металла, получает огромное удовольствие от процесса создания каждого изделия. Выполнив свою часть работы, он передает изделие на отделку кубачинским златокузнецам. В основном сотрудничает с членом Союза художников России Алигаджи Алихановым, сыном известного ювелира Расула Алиханова.
– Человеку, который хочет заняться своим делом, я скажу: просто бери и делай! Само по себе ничего не произойдет, не нужно бояться трудностей, а мастерство нарабатывается годами, – уверен Марат.– И потом увидишь, как сложное окажется таким простым и понятным.