Честен перед собой и искусством
На сцене дагестанских театров он поставил около 200 спектаклей, перевел на родной язык более 60 пьес, написал 60 драм, исторических трагедий, радиопьес, комедий, рассказов, пьес-сказок для детей, литературно-музыкальных композиций, стихов. А вот что пишет о нем его коллега Ислам Казиев:
«Честнейший человек, я бы сказал, настоящий рыцарь театра. Он живет в искусстве как истинный подвижник. Никогда ни в чем не ищет для себя выгоды, не умеет лгать, не приспосабливается, потому он честен перед собой и искусством. Искусство для него свято!» И это всё он – Хайбула Абдулгапуров (на снимке), художественный руководитель Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы.
В театр Хайбула Абдулович пришел, не петляя по закоулкам искусства, из своего родного села Ратлуб Кахибского (ныне Шамильского) района. Закончил с отличием Грузинский театральный институт им. Шота Руставели и прямиком – в Махачкалу, в Аварский театр. Ярко заявил о своем актерском даровании в спектаклях «Лавина», «Украденное счастье», «Испанский священник», «Горы в огне», «Жорж Данден» по пьесам различных эпох и авторов – от француза Ж.-Б. Мольера до дагестанца А. Курбанова. И сразу привлек внимание коллег, прессы, любителей театра своей индивидуальностью, особой манерой игры, творческой страстью. Его творческий полет был настолько энергичным, что Министерство культуры Дагестана направило учиться на режиссера.
Хайбула после годичного перерыва оказался опять в своей альма-матер – Грузинском театральном институте. О его дипломном спектакле «Горцы» Р. Фатуева хвалебно писал популярный в то время журнал «Юность», распространяемый по всей стране, а режиссер-постановщик Хайбула Абдулгапуров за эту работу получил диплом I степени на Всероссийском смотре театров.
Хайбула Абдулович – первый профессиональный театральный режиссер – аварец, в 1971 году его назначили главным режиссером родного театра. Там он и работает до сих пор, обращаясь к материалам дагестанской, русской и зарубежной драматургии. Этапными стали его сценические полотна «Старик» М. Горького, «Антигона» Софокла, «Пламенное сердце» Р. Гамзатова, «Севильский цирюльник» Бомарше, «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Старший сын» А. Вампилова, «Аманат» А. Хачалова, «Батырай» С. Рабаданова…
За 50 лет работы в театре в периодической печати, книгах остался длинный шлейф рецензий, размышлений, рассуждений о его творчестве, а о нем самом написана книга А. Расуловым «Театр, режиссер, спектакль».
Его приглашают ставить спектакли и другие театры республики: Лезгинский, Лакский, Кумыкский, Даргинский. И во всех его работах прослеживается яркая индивидуальность, гражданский темперамент с нравственной программой человеческого бытия. За постановку даргинского драматурга С. Рабаданова «Батырай» он удостоен Государственной премии РД. За яркое раскрытие роли национальных театров в сохранении родных языков и культуры Ассоциация народов России наградила Х. Абдулгапурова дипломом.
Дерзновенный режиссерский подход к работе в театре обусловлен не только природой Хайбулы, но и теми уроками, которые он усвоил на Высших режиссерских курсах в ГИТИСе с прохождением практики в Московском академическом театре под руководством народного артиста СССР А. Гончарова; в режиссерской лаборатории и практики в Московском театре им. Е. Вахтангова под руководством народного артиста СССР Е. Симонова; во время учебы в группе главных режиссеров в Центральном институте повышения квалификации Министерства культуры России в Москве. Талантливый дагестанец стажировался в Ленинградском театре им. Комиссаржевской у народного артиста СССР С. Агамирзяна.
Хайбулу Абдуловича ценят в театральных кругах как замечательного мастера сцены, следовавшего кодексу чести, ответственности. Он является примером бескорыстного, честного служения своей профессии, искусству, чистого отношения к нему. «Я живу единственной любовью в жизни – это литература и театр. Ни разу ей не изменил», – говорит Мастер. Не потому ли он награжден за эту преданную любовь множеством наград и имеет звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста Дагестана.
Тяга к героико-романтическому, возвышенному не лишает его спектакли мягкой поэтической настроенности, душевности. Высокий накал страстей он может соединить со звонким, искрящимся юмором, с комическим началом. Синтетическая природа театра есть для него средство всестороннего отображения жизни, ее многообразия, а актер, считает он, – носитель сценической правды. Таковы принципы в работе, которые и приводят его к успеху.
«Знаю, что нельзя быть всегда довольным собой, если хочешь идти к совершенству, – говорит Х. Абдулгапуров, отдавший театру 50 лет своей жизни. – Сколько бы я ни поставил спектаклей, ни один не будет завершающим. Мой поиск продолжается».