Что нас связывает?
Говоря откровенно, современные арт-изыски, такие как «Черный квадрат» Малевича или инсталляции с унитазами и ржавыми трубами, – не мое. Может, для кого-то это является наивысшей культурой восприятия, но мне ближе Боттичелли и Дега. Именно расхождение в восприятии произведений искусства и послужило поводом для серьезных разногласий между героями интеллектуальной комедии «ART» известной французской актрисы, драматурга и прозаика Ясмины Реза, поставленной в Русском драматическом театре Дмитрием Павловым.
После премьеры в 1994 году, которую посетил Жак Ширак, восхищенный политический деятель Франции направил госпоже Реза письмо: «… это действительно сильное и оригинальное произведение, в котором покупка в высшей степени абстрактной картины выявляет то, что прячется за обычными проявлениями дружбы: недомолвки, жестокость и нежность».
И действительно не было бы столько наград у пьесы, таких как премии имени Мольера, Лоуренса Оливье за лучшую новую комедию и многих других, если бы все сводилось к разногласиям по поводу классического и современного искусства. И не проявил бы интерес к этой пьесе режиссер Дмитрий Павлов, если бы все было так просто.
Так уж случилось, что за недолгое время я посмотрела два спектакля этого режиссера и должна сказать, что это были весьма достойные работы. С нетерпением жду, когда смогу увидеть его постановки «Ричард III» Шекспира, «Тартюф» Мольера в Русском театре, «Кармину Бурана» Орфа в Театре оперы и балета, «Хануму» Рацера и Константинова в Кумыкском театре, «Медею» Еврепида в Ногайском театре, чтобы еще раз убедиться, что республика в лице Д.Павлова приобрела высокопрофессионального и многогранного режиссера.
Отвечая однажды на вопрос: «Плохо или нет для музыкального спектакля, когда его ставит драматический режиссер?», Дмитрий очень точно дал определение работы режиссера над спектаклем и не только музыкальным: «Драматический режиссер более подробен в работе с драматургическим материалом, более требователен к актерскому способу существования. Он не может обойти те тонкости и полутона в истории, во взаимоотношениях персонажей, которыми часто пренебрегают музыкальные режиссеры. Ему важен исследовательский процесс, а не постановочный картинный результат, уход от статики к действию. Важны погружение в мир героев, выявление и исследование мотивов тех или иных поступков в тех или иных обстоятельствах, логика поведения персонажей. И весь этот процесс обязательно должен проходить совместно со всеми участниками спектакля. Ему важна правда на сцене, пусть даже при определенной условности. Драматический режиссер всегда имеет собственный замысел, свой угол зрения на материал. Поэтому музыкальные спектакли по решению и актерской работе интереснее, объемнее и даже оригинальнее выходят у драматических режиссеров».
Именно этим постулатам следует режиссер в работе над спектаклем «Art». Имея режиссерское и музыкальное образования Дмитрий очень точно соотносит влияние музыки на основную идею спектакля. И главное в спектакле не то, как будет воспринят «Белый квадрат», купленный за баснословные деньги, а вопрос одного из друзей: «Что нас связывает друг с другом?».
Три друга: эстет Серж (Руслан Мусаев), прагматик Марк (Артур Джахбаров) и миротворец Иван (Арсен Хирамагомедов) в предложенной сценографом (кстати, Дмитрием Павловым) минимальной декорации – три геометрические фигуры (куб, треугольник, круг), пытаются разобраться, на чем держится их 15-летняя дружба. Нет смысла рассказывать, чем закончится выяснение отношений трех мужчин, удивляет, насколько женщина-драматург уловила эту тончайшую нить, что соединяет трех совершенно разных людей.
Как надо доверять интеллекту зрителя, чтобы взять в работу достаточно сложную пьесу, хотя она и обозначена как комедия. К чести присутствующих на спектакле людей, реакция их полностью соответствовала происходящему на сцене. А собранные в финале три геометрические фигуры, словно ружьё в пьесе Чехова, выстрелили точно в цель, превратившись в силуэт Человека, ведь именно о нем, о Человеке, постановка «Art» режиссёра Д.Павлова в Русском театре в Махачкале.