Что сулит нам зимнее солнце?
Праздник зимнего солнцестояния отметили на днях в самых разных концах нашей планеты. Германия, Великобритания, Китай, Индия, Россия… В каждой стране, где по сей день сохранился этот древний обряд предков, существуют свои особенные традиции встречи зимы и чествования солнца. В Дагестане, как оказалось, также помнят этот праздник, и есть села, где по сей день в ночь зимнего солнцестояния проводятся веселые гулянья. Одно из них – селение Куяда Гунибского района. Туда-то мы и направились.
Соревнование огней
… Кажется, это обычное утро в череде похожих один на другой скучных зимних дней в дагестанском ауле. Но ближе к обеду все меняется, монотонную тишину первыми нарушают дети. Вернувшись из школы и быстро переодевшись, они начинают бегать по всем окрестностям, крича что-то друг другу. Чуть позже к ним подключаются и взрослые. Что же они такое делают? Собирают дровишки для ночного костра. Чем больше соберешь – тем ярче огонь. К вечеру на месте праздника собралась приличная горка из покрышек, хвороста, колючек и сухих кукурузных стебельков. «У нас будет самый крутой костер», – радуются дети и в предвкушении будущего веселья резвятся на поляне.
Cамый короткий день в году передает бразды правления самой долгой ночи. На село опускается темень, в ясном небе появляются звезды, а вскоре и полная луна, вся такая яркая и молочно-белая, радуя аульчан.
– Полнолуние в ночь зимнего солнцестояния – это добрая примета, – отмечают аксакалы и дают старт началу празднования. И вот в самых разных концах села, практически во всех хуторах, еще не окончательно покинутых людьми, раздаются залпы, а вслед за этим в небе вспыхивают яркие огни. Словно по мановению волшебной палочки темную ночь прорезают ярко-желтые кострища. Последним загорается огонь в ауле Цамла. Дети оказались правы – в соревновании костров цамлинский и самый большой, и самый долгоиграющий (на снимке).
– Если в других селах зажигается один общий огонь на весь аул, то в Куяде издревле готовят несколько десятков костров, – рассказывает старожил села Цамла Магомед Дибирмагомедов. – Связано это с тем, что наше село разбито на множество мелких хуторов, разбросанных по всей долине. То, что видно с нашей окраины, – лишь малая часть куядинских хуторов. В общей сложности их более пятидесяти. В былые времена, когда во всех загорались костры, зрелище было неописуемое. Сейчас такого масштаба нет, но самые крупные хутора все же придерживаются общей традиции и в назначенную ночь зажигают костры, причем все стремятся сделать так, чтобы их огонь был самый большой. Вот такое негласное соревнование.
Огонь костра разгорается все ярче. Созерцание огня сменяется радостным возбуждением, и постепенно вокруг костра начинаются танцы. Веселятся все от мала до велика. Как только огонь поубавился, над ним вмиг выстраиваются импровизированные шампуры с нашпигованной картошкой, луком и сушеной колбасой. Пока дети радостно суетятся и готовят нехитрые вкусняшки, взрослые, сидя у костра, ведут свои разговоры. На повестке у них все последние новости села. Аксакалы рассуждают о внешней политике, делятся мнениями и по поводу внутрироссийских событий. А когда надоест вся эта политическая дискуссия, самые артистичные начнут петь, аккомпанируя себе на мандолине, пандуре и всем, что под руки подвернется…
Скрытые смыслы и надежды
Для молодежи села обряд зимнего солнцестояния – это просто яркое зрелище, веселье, повод собраться вместе. Старожилы же, хоть и разучились верить во всякие приметы, по примеру своих праотцов все же связывают с этим мистическим праздником определенные надежды. Все они прежде всего о будущем урожае. Да-да. Это молодым уже ничего не надо, всё можно купить в магазине и на базаре. А пожилым людям всегда милее и вкуснее собранное с собственного огорода и сада. Поэтому аксакалы Цамлы с утра подмечают все важные приметы, связанные с этим загадочным днем. Внимательно прислушиваются к знакам природы и ночью. А вердикт таков – год должен быть хорошим и урожайным, особенно на фрукты. Сразу несколько примет говорят об этом.
– Во-первых, трава с утра была покрыта густым инеем; во-вторых, весь день стояла ясная погода, не было ветра; в-третьих, мы внимательно проследили за тем, в какую сторону направились языки нашего костра. В южную, а это добрый знак. Наши предки, когда видели, что огонь смотрит на юг, всегда радовались и были спокойны за свой урожай. Будем надеяться, примета сработает, – рассказывает жительница Цамлы Патимат, или, как ее здесь все привыкли называть, Камалил Пати (в переводе Пати – дочь Камала).
Говорили старики еще о многих других предзнаменованиях. К примеру, мокрую весну сулит в этот день дождливая погода. Плохо встречать день в грязном доме. Надо все прибрать, приготовить вкусную еду и обязательно испечь свежий хлеб, чтобы его аромат заполнял пространство в округе.
Еще очень плохо в этот день скупиться. На общий праздник нельзя ничего жалеть.
– Раньше за это наказывали, – говорит Патимат. – К примеру, когда дети ходили по всем домам, собирая сырье для костра, и кто-то жадничал, дети могли тайком забраться во двор и украсть у такого человека дрова или кукурузные стебли. В эту ночь такое дело не считалось воровством. Единственное, было негласное табу – ни в коем случае нельзя трогать сено, это ведь корм для коровы.
– Раньше в этот день еще садака детям раздавали. Кто что мог, то и давал: хлеб, кусочек сахара, кукурузный хинкал… Сейчас такое не сохранилось, – добавляет дедушка Магомед.
Взгляд ученого
Куяда – не единственное село, где по сей день сохранилась традиция празднования зимнего солнцестояния. Во многих дагестанских селах, как отмечают ученые-этнографы, преимущественно аварских, сохранилась традиция встречи зимнего солнца.
К примеру, в селении Тлях Шамильского района этот вроде бы мистический обряд аксакалы научились использовать с целью объединения молодежи села. В этот день, помимо того, что у годекана всем селом готовят угощения и разжигают костер, подрастающее поколение проходит своеобразный экзамен на знание фактов из прошлого родного аула, истории своих предков. Тот тухум, чья молодежь лучше всего справится с испытаниями, получает почетное право в следующем году подготовить угощения на зимнее солнцестояние и раздать садака.
– У каждого аула свои особенные традиции этого праздника, – отмечает ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук Руслан Сефербеков. – Безусловно, корни этого обряда ведут в язычество. Но надо понимать, что в наши дни под влиянием ислама обряд претерпел многие изменения. Сегодня в этот день не принято поклоняться многочисленным богам, а, напротив, важно, вознеся молитву Всевышнему, раздать садака, читать мусульманские молитвы. Праздник остался больше как развлечение для людей и как дань памяти предков.