Купить PDF-версию
08:41 | 23 сентября, Вт
X
09:12 01.03.2018

Чтобы зал аплодировал стоя

На днях в Махачкале на малой сцене Русского театра им. М. Горького прошел спектакль Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова «Ночной переполох». Выступление артистов из соседней республики состоялось в рамках обменных гастролей с Лакским театром им. Э. Капиева, коллектив которого за несколько дней до этого показал в Грозном одну из своих лучших постановок «Амет-Хан Султан».

Фарсовую комедию «Ночной переполох» в Чеченском театре впервые поставил московский режиссер, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Горник по пьесе испанского драматурга Альваро Портеса «Дом, где все кувырком». Это эксцентричная испанская комедия с любовными историями, запутанными интригами и авантюрными приключениями. Молодые супруги, которые поженились по большой любви, с некоторых пор стали скандалить из-за пустяков. Интригу закручивает соседка-писательница Мария, посвятившая свою жизнь наблюдению за их домом. Она подливает воду в огонь семейных ссор своими версиями о невероятных похождениях жены. Марии постоянно чудятся обманы, измены, интриги, убийства в соседском доме… Легкий и полный юмора спектакль был с восторгом принят махачкалинским зрителем – зал аплодировал актерам стоя.

Перед спектаклем мы побеседовали с главным режиссером Чеченского театра им. Х. Нурадилова Русланом Хакишевым.

– Руслан Шалаудинович, расскажите, какой жизнью живет сегодня театр.

– Ежегодно мы ставим в театре 7-8 спектаклей. Несколько постановок приурочены к важным датам, таким, например, как День памяти и скорби, День Победы. В них есть драматургия, но больше они просветительского характера. Сегодня в репертуаре театра есть и зарубежные авторы, но большинство пьес написаны все-таки чеченскими драматургами – Мусой Ахмадовым, Лечи Яхъяевым и другими. Одни из последних ярких премьер – «Свекровь и шесть невесток» по пьесе узбекского драматурга Саид Ахмада Хусанходжаева и «Женитьба» по Гоголю. Стоит упомянуть и поэтическую драму «Петр Захаров – чеченец из Дади-юрта» – о чеченском художнике, которого высоко ценили в художественном мире во времена Лермонтова. Мы также поставили спектакль «Обет» по героической драме Л. Яхъяева, посвященный памяти первого президента Чеченской Республики Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова. Это спектакль о трудном времени, когда народ был раздвоен, когда президент ценой исключительной смелости и собственной жизни привел Чечню к миру и возрождению. И сейчас культура в республике представляет большую силу.

– Когда начались театральные контакты Чеченского и дагестанских театров?

– Наш театр был создан в 1931 году, и уже с конца 30-х годов взаимные гастроли стали традицией. Стали налаживаться творческие отношения с народами Дагестана, Азербайджана, Грузии. Большой поворот в истории театра сыграла грузинская театральная школа и режиссер Арчил Чхартишвили. Частыми были обмены с Кумыкским, Лакским, Аварским театрами. Мы приезжали сюда, и я хорошо помню творческую радость от постановки нескольких спектаклей в Лакском театре. Последний из них – «Хан Муртазали». В Русском театре им. М. Горького я поставил спектакль «Когда арба перевернулась» грузинского драматурга и сценариста О. Иоселиани. На днях мы принимали артистов Лакского театра и теперь приехали показать свой спектакль. Начинается новый этап творческих отношений.

– Почему ваш выбор пал именно на этот спектакль?

– «Ночной переполох» – из репертуара Молодежного театра «Серло», созданного в Грозном в 2009 году. Его труппа несколько лет назад вошла в состав Чеченского государственного драматического театра. Выбор объясняется просто. Он один из немногих в репертуаре театра, идущих у нас на русском языке. Кроме того, это комедия, которая будет легко принята зрителем. Я думаю, это будет хорошим продолжением наших творческих связей.

В мае артисты Чеченского театра выступят со спектаклем «Ночной переполох» на ХIII театральном фестивале «Соотечественники», который пройдет в г. Саранске (Мордовия). Мы желаем им успехов и ждем с новыми постановками в нашей республике.

Статьи из «Театры»

Армянская классика на дагестанской сцене

47
Обычная бытовая ссора из-за пустяка может...

Вырастить думающую личность

6
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Новые векторы творческого развития

16
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Новый взгляд на классику

22
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

Детские «почему» и сказочные истории

11
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

81
Как спортсменам необходимы регулярные...

Театр поэзии: другой Твардовский

18
Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит,...

Ожерелье для любимой

19
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...

Следы на земле

15
В театрах республики проходят показы спектаклей на военную тему, которые становятся данью...

Детский театр. Продолжение следует

42
О том, что в Русском драматическом театре имени М....

Вначале было дело

165
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...