Cохранить живую музыку


В Махачкале в рамках Республиканского смотра творческих коллективов на подтверждение звания "народный" прошел Республиканский фестиваль исполнителей на национальных инструментах "Играй, душа!", организованный Республиканским домом народного творчества Министерства культуры и туризма РД. В фестивале приняли участие музыкальные коллективы и отдельные исполнители из 11 районов и городов, а также из Буйнакска и Махачкалы. Всего участвовало 11 ансамблей, 2 оркестра и около 20 исполнителей-музыкантов.
Фестиваль "Играй, душа!" — это прежде всего большая работа по сохранению, развитию и популяризации лучших традиций дагестанской музыкальной культуры, поднятию престижа народного инструментального творчества. Проводится он с 2000 года, его знают в музыкальных кругах, и он имеет довольно весомый авторитет.
Сегодня в республике работает большое количество любительских, учебных, государственных и профессиональных оркестров и ансамблей народных инструментов, а также отдельные исполнители национальной музыки, которые успешно выступают и представляют Дагестан на всероссийских и международных праздниках и фестивалях. К примеру, лауреатом и дипломантом I Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России, проходившем в Ростове-на-Дону, стал детский ансамбль народных инструментов "Соколенок" Ахтынского района. Высокую оценку жюри и специальные дипломы привозил с международных фестивалей фольклора ансамбль Унцукульского района. Ашуг Алихан Магомедрагимов из Докузпаринского района был награжден дипломом Министерства культуры и информационных коммуникаций Республики Калмыкия.
Фестиваль "Играй, душа!" 2008 года был и смотром, на котором экспертная комиссия определяла статус "народного" каждого музыкального коллектива. Таким образом, фестиваль "Играй, душа!" стал не только праздником музыки, но и ответственным и серьезным конкурсом, который продемонстрировал и несомненные успехи музыкантов-любителей и дал пищу для размышлений как самим музыкантам, так и членам жюри.
Многие из них были единодушны в том, что народные инструменты вытесняются из музыкальной культуры, забываются старинные мелодии. Потому что многие народные инструменты реконструируются, кардинально меняются и появляются их электронные варианты: они и звучат по-иному, и играть на них легче. Но это не повод, чтобы предавать забвению традиционный инструментарий. Это же отметили и композиторы Абусупьян Аликараев и Магомед Касумов.
Поднятие престижа исполнительского мастерства, популяризация традиционных музыкальных инструментов — это проблема не одного дня. Просветительское направление в этой области надо вести системно, начиная с общеобразовательных и музыкальных школ. Сегодня молодежь не знает своих народных инструментариев, народных мелодий.
Жюри отметило, что, к сожалению, не звучали очень популярные ранее такие музыкальные инструменты, как дудук, саз, балабан, чагана. Наверное, настал момент, когда необходимо воссоздавать народные инструменты в том виде, в каком они существовали, вплоть до таких, к примеру, как глиняные балхарские свистульки, на которых выводили мелодии, исполняли наигрыши. Благо, есть мастера по изготовлению музыкальных инструментов, которые, пусть в одиночных экземплярах, могли бы стать экспонатами музея народной музыкальной культуры. Ведь дали же второе дыхание в Тарумовском районе такому, казалось бы, незатейливому музыкальному инструменту, как деревянные ложки. А почему именно ложки, объяснила Алевтина Митьковец, директор школы искусств Тарумовского района: "Русскоязычное население нашего района — уроженцы разных губерний и областей России. И какой инструмент оказывался под рукой на всех сельских вечеринках и посиделках? Конечно же, деревянные ложки. Под их звонкий дробный перестук и танцевали, и частушки пели".
Ансамбль "Ложкари" сегодня популярен не только в районе, но и в республике. И что интересно, подчеркивает Алевтина Митьковец, в ансамбле играют не только русские, но и дети других национальностей республики.
Восхищение и восторг зрителей и членов комиссии вызвал ансамбль преподавателей с. Аверьяновка Кизлярского района. Не каждая музыкальная школа может похвастаться таким известным и в республике, и за ее пределами преподавательским оркестром. В 2007г. ансамбль русских народных инструментов "Сполох" Кизлярского района стал лауреатом 1 степени конкурса фольклорного творчества, который проводился в рамках Московского открытого фестиваля "Шолоховская весна", а также завоевал диплом III степени III Международного конкурса-фестиваля фольклорных коллективов, хоров и оркестров "Единство России" в Москве. Не меньше, чем своими, музыканты гордятся успехами своих учеников. К примеру, своего выпускника Саида Ильясова они в прошлом году сами повезли в Астраханскую консерваторию, показали преподавателям. Сейчас он студент консерватории и уже имеет первые успехи: III место на Всероссийском конкурсе народных инструментов среди студентов российских консерваторий.
Дагестан — настоящая кладовая по количеству и разнообразию народных музыкальных инструментов. Каждый из них неповторим по своей ладовой организации, ритмике, мелодике. Разнообразны также жанры народного музицирования и составы любительских ансамблей и оркестров народных инструментов. Но, как заметил Саидов Гамид, руководитель ансамбля народных инструментов Сергокалинского района: "Нашему коллективу более 20 лет. Раньше нас часто приглашали на концерты, мы аккомпанировали многим певцам. Но сейчас модно включать фонограмму и открывать рот под музыку. Живая музыка почти умерла на концертах. Ее обязательно надо оживить".
Добавим, чтобы оживить музыку, возродить народные музыкальные традиции, и нужны такие фестивали, как "Играй, душа!".
Статьи из «Культура»
Поэтические старожилы

От костров до зелёных ростков

Прекрасное далёко…

«Песни сами ко мне приходят»

Петр I и Дагестан
