Даргинцы на Роза Хуторе
Уникальный проект по сохранению и развитию этнокультурного многообразия Дагестана Национальный музей РД им. А.Тахо- Годи открыл ознакомлением с одной из народностей многонациональной республики – даргинцами – в рамках национального проекта «Культура» в этнографическом центре «Моя Россия» на Роза Хуторе. Отметим, продолжится он серией выставок, посвящённых всем народам Дагестана.
Погрузиться в историческое прошлое, послушать национальную музыку, научиться даргинским танцам, выковать кинжал, попробовать традиционные блюда и ещё раз удивиться многообразию Страны гор мог каждый гость выставочного проекта «Народов много – страна одна. Даргинцы». Ценная экспозиция рассказывает о быте, культуре и истории народов Дагестана. Каждый экспонат – свидетель времени.
– Национальный музей Дагестана при поддержке Министерства культуры РД особое внимание уделяет выставочным проектам на территории страны. С этнографическим центром «Моя Россия» мы работаем больше двух лет, за это время было представлено много выставок. Роза Хутор – один из самых популярных курортов России, и это ещё одна возможность рассказать о нашей республике, привлечь к ней внимание туристов. Для многих посетителей наши выставки – первое знакомство с Дагестаном, – говорит генеральный директор музея Пахрудин Магомедов.
Куратор проекта, главный хранитель Национального музея Дагестана Заира Кильдеева поясняет, что первый выставочный проект «Народов много – страна одна», посвящённый даргинцам, вобрал в себя духовные и материальные ценности народа.
– В Дагестане проживают более тридцати народностей, и каждая из них неповторима. История, искусство, быт, традиции, обычаи даргинцев складывались на протяжении многих веков. Резное дерево, камень, старинные наряды, украшения, ковры – это только часть уникального культурного наследия, – рассказывает Заира Кильдеева.
Экспозиция представляет и быт сельской жизни в виде импровизированной сакли. Демонстрируются керамические изделия, домашняя утварь, книги, фотографии видов даргинских аулов, портреты аксакалов и выдающихся личностей, прославивших республику, внёсших вклад в развитие районов, сохранение истории, культуры. Здесь же и украшения современной мастерицы ювелирного искусства Манабы Магомедовой.
Солярные розетки, знаки вечности, символы плодородия, стилизованные изображения животных, знаки огня, кресты – архаичные символы, дошедшие до нас из глубины веков. Фигурки, перекликающиеся с петроглифами и женскими татуировками, орнаментом резного дерева и камня – всё это таинство хранит в себе вышивка. И до сих пор идут споры, где именно она возникла – в Кайтагском районе или в селении Гапшима Акушинского района. Рассказывают, что более 600 уникальных работ было найдено именно в селении Гапшима, а вышивку называют «кайтагской», потому что в Кайтагском районе её обнаружили этнографы и первыми рассказали о ней в своих научных трудах. Старинное искусство чуть было не кануло в Лету, если бы не энтузиасты. Они в начале ХХ века взялись за возрождение забытого ремесла.
– Это были семьи Исмаиловых и Магомедовых из с. Гапшима. Надо отдать должное и жительницам Кайтагского района, которые с увлечением взялись за возрождение производства. А семантика многих символов всё ещё полностью не разгадана, – поясняет заведующая Акушинским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) Зубалжат Мирзаева.
Она поведала гостям о традициях и обычаях своего народа, национальных костюмах и головных уборах горянок из разных районов и сёл. «Было время, когда практически во всех аулах Дагестана за водой приходилось ходить несколько километров. Кувшин повязывали на спине особыми способами, таких было несколько. Сегодня мало где ходят к роднику с кувшинами, а кувшины и тканые ленты стали частью истории», – говорит Мирзаева и показывает, как правильно повязывать ленту на кувшин и укреплять его на спине. «Наши бабушки так делали», – подсказывает она.
Мучал – это тоже кувшин для воды, такие есть в каждом кубачинском доме. Пустой весит около 10 килограммов. Их носят за плечом, спереди подвязывают малый водоносный кувшин – кутка. Соединяет их широкая лента. Говорят, что эти самые мучалы защитили село: враги повернули вспять, приняв их, блестевших на солнце, за пушки. Один из старцев приказал жителям положить на крыши своих домов мучалы горлышками к дороге. Если его опрокинуть набок, то издали можно принять за пушку. Эту историю описывал в своих трудах известный этнограф Евгений Шиллинг.
С особым интересом посетители знакомились с единственной женщиной-кузнецом из Дагестана Джавгарат Магомедкадиевой. Ремеслом предков она занимается с 7 лет. На глазах у зрителей закаляется и куётся сталь. Выстроилась очередь из желающих попасть на мастер-класс под её руководством. Здесь же можно увидеть готовые изделия: сабли, кинжалы, ножи.
Праздничный ритм мероприятию задавал ансамбль «Акуша». Каждый их танец – душа народа.