Дебют режиссера Михалкова


Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» – дебютная работа в полнометражном кино режиссера Никиты Михалкова. Примечательно, что картину снимали на Северном Кавказе. Конкретно: в Дагестане и Чечне. Но некоторые сцены пришлось снимать и в Азербайджане.
Съемки начались в 1973 году, в широкий прокат лента вышла в 1975-м. В центре сюжета – история о реквизированном в конце Гражданской войны золоте, за которое борются чекисты, бывшие белые офицеры и бандиты. Фильм признали классикой отечественного кинематографа.
Снимать его на Северном Кавказе начинающему режиссеру Михалкову посоветовал известный советский чеченский артист, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер, актер Махмуд Эсамбаев. Он и сам желал принять участие в киносъемках. Но не получилось, так как в это время у него были гастроли за границей.
Фильм снят по мотивам повести Эдуарда Володарского. Сценарий тоже написал сам писатель. Главные роли исполнили Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Константин Райкин и Никита Михалков.
***
Самое интересное, что когда съемки уже шли полным ходом молодого режиссера призвали в армию, поэтому работу пришлось прервать.
Никита Сергеевич вспоминал: «Я и подумать не мог, что в возрасте 27 лет мне придет повестка. Но делать было нечего. В советское время почти все служили. Я не хотел быть исключением».
После демобилизации он случайно познакомился с актером Сергеем Шакуровым и пригласил его принять участие в съемках.
Тот спросил:
– А кого я буду играть? Ведь все роли расписаны…
– Я найду для тебя роль, – ответил режиссер.
Так специально для Шакурова была придумана роль красного командира эскадрона Забелина. Персонаж получился интересный. Особенно запомнился эпизод, где он разговаривает со своей лошадью, словно с человеком. То есть в картину решили добавить некоторые оттенки фантастики.
***
Главного бандита – атамана Брылева – Михалков изначально писал для себя.
Он признавался, что в те годы любил зарубежные вестерны. Под впечатлением и придумал себе стильный наряд: длинный плащ и серую шляпу с большими полями.
Когда у него спросили, почему он не выбрал для себя положительного персонажа, то Михалков откровенно ответил: «Это было дело принципа. Всегда нравились отрицательные герои. Я считаю, что положительную роль сыграть сможет почти каждый актер. А вот отрицательную – это уже единицы. Кажется, у меня получилось. По крайней мере к такому выводу сразу после выхода картины пришли почти все кинокритики».
***
Долго не могли решить, кого именно будет играть Константин Райкин. А он очень хотел сниматься в этом фильме. В сценарии был персонаж по имени Каюм, отрицательный герой. Почему-то в длиннополом халате. Райкин сказал, что это роль для него и что он будет играть чеченца.
Ему заметили, что ватные халаты чеченцы никогда не носили.
– Тогда я буду дагестанцем, – заявил актер.
– Но и дагестанцы в таком одеянии не ходили, – объяснила художник по костюмам Алина Будникова.
– Пусть будет узбеком, – посоветовал кто-то.
На это оператор Павел Лебешев заметил, что узбеков тогда в России почти не было.
И тут все задумались.
В это время Шакуров подошел к режиссеру и сказал:
– Пусть будет татарином. У нас в свое время ходили в таких пестрых халатах. Только голову надо будет обрить.
Однако Райкин не захотел лишаться своей шевелюры.
– Можно же обойтись, – высказал он осторожно свое мнение.
Михалков развел руками:
– Нельзя. Ты неграмотный татарин и тебе прическа не нужна. Все татары ходили тогда наголо обритые.
В общем, пришлось попрощаться с волосами.
***
Верховой езде актер Юрий Богатырев учился в Дагестане: недалеко от Махачкалы был ипподром им. Кара Караева, открытый в 1972 году. Ипподром считался одним из лучших на Северном Кавказе. Актер себя не жалел, много раз падал с лошади. Один раз упал так, что чуть не сломал обе ноги. Два месяца лечился в больнице: сначала в Махачкале, а потом в Москве. Но усилия не прошли даром – научился держаться в седле так, что любой наездник мог бы позавидовать.
Есть в фильме эпизод, где бандит Каюм пытается сбросить чекиста Шилова (Богатырев) с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в воде. Сцену снимали на реке Аргун. По сценарию Шилов спасает Каюма. И тут выяснилось, что Райкин не умеет плавать, о чем он не предупреждал режиссера. Пришлось Богатыреву спасать коллегу по-настоящему. С трудом, но удалось это сделать.
Вот как вспоминал сам Райкин этот нелегкий эпизод: «Во время съемок мы тонули по-настоящему. На Аргуне страшное течение: 12 метров в секунду. Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот. А вода ледяная. Удивляюсь, как мы не утонули».
***
Еще был казус. По сценарию Шилов должен ударить по лицу ротмистра Лемке, которого играл актер Кайдановский. Но Богатырев наотрез отказывался выполнять просьбу режиссера. Объяснял:
– Я в жизни никогда не дрался. Не могу бить человека.
Михалков злился:
– Это не человек, а белый офицер, почти бандит.
Богатырев с грустным взором качал головой:
– Хоть убейте, не могу.
Тогда Кайдановский взял и сам влепил пощечину Богатыреву:
– А теперь можешь?
– Нет, – упрямо повторил тот.
Кайдановский ударил еще раз, да так сильно, что Богатырев закачался, как былинка.
– Теперь? – стали кричать Кайдановский и Михалков.
– Теперь могу! – буквально зарычал озлобленный актер и так врезал Кайдановскому, что сбил его с ног.
– Ну вот, молодец, – сказал, улыбаясь, Никита Михалков. – Можешь ведь, когда захочешь.
***
Фильм получил в 1975 году первое место на международном кинофестивале в Дели (Индия). А Шакурова и Богатырева впоследствии Михалков стал приглашать почти в каждую свою картину.
«Они для меня были и остаются лучшими артистами нашего кинематографа», – откровенно делился режиссер.
Статьи из «Культура»
Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене

Ашуг, сын ашуга

Нескучная музейная ночь

Ценить и свято беречь

Народный соловей

Зеркало времени

Песни о войне и Победе
