Сказать, что мне понравилось, – нет. Скорее, оттолкнуло. Скученность, прямо скажем, небогатый вид домов, составляющих периметр такой маленькой городской ячейки, жизнь на виду. Однако люди, привыкшие жить так, говорят о своем дворе с такой теплотой, что невольно задумываешься: а может, в этом действительно что-то есть…Что-то такое, чего не видели мы, жители многоэтажек.
Разобраться в магии общих и не только дворов иду на выставку Музея Махачкалы, где фотохудожник Роман Богуренко представил свое видение городского ландшафта, уходящего (возможно, не так уж и стремительно) в историю.
Заходишь в выставочный зал, и сразу неожиданность – яркость. Несколько баннеров, на которые нанесены фотографии, создают эффект улицы: будто проходишь сквозными переулками, выводящими в очередной квадрат домов и домиков со своей жизнью, только им характерной. Отличный приём!

Дворики центральной Махачкалы
А на стенах сине-желто-красные фотографии-картины. Так мне видятся работы художника. И, наверное, это не случайно. Автор рассматривает этот проект как ступень к следующему этапу. Многие из представленных видов, запечатленных на фотографиях, должны были воплотиться именно в живописи.
Сам художник жил когда-то в таком дворе, многие из его окружения тоже. И потому он хорошо знаком с натурой. Фото делались на протяжении более десяти лет. Роман (творческий псевдоним BRO) видит ценность собранного материала в его аутентичности: это цвет, это пространство, это жизнь, говорит он. Не те безликие фасады, которые сейчас заполняют наш город, а истинная жизнь, с чего, собственно, и начинался город.
Его любимый район Махачкалы – Гур-Гур-аул. Старожилы знают: это Батырая, Ярагского с прилегающими улочками, самый центр города. Кстати, с грузинского, как утверждает художник, гур-гур значит «сплетенный», «клубок». А на сленге киношников – это фоновые речевые звуки. Очень подходяще к районам с перетекающими один в другой двориками и их разноголосьем.

Наверняка редко кто из молодых заглядывает сюда, если только не живут в общих дворах или не ходят в гости. Но интерес к городской пейзажной живописи, к примеру, есть. И даже акварель охотно раскупается, хотя, как правило, все хотят масло.
Что это, ностальгия? У Романа Богуренко точно нет. Он фиксирует, подмечает, не рассказывает, а показывает. А мы, зрители, вольны рассуждать, радоваться, злиться – рефлексировать.
На том, что выставка – это вовсе не ностальгия, а документирование образа старой Махачкалы определенного хронологического этапа, настаивает и директор Музея Махачкалы Наида Дибирова:
«Роман нашёл свой код городской идентичности. Для него город – среда обитания, и он его тонко чувствует. Воспринимает Махачкалу такой, какая она есть, но умеет замечать и то, что проходит часто мимо нас. Отсюда этот приём усиленной цветопередачи. Для него цвет – визуальная ДНК нашего города».
И пусть на фотографиях экспозиции почти нет людей, но мы хорошо знаем, что общий двор это прежде всего соседство. Какое? Разное. Но, как правило, в лучших традициях прошлых времен – дружба, взаимовыручка, что называется, вместе и в горе, и в радости.
Дух старых кварталов, атмосфера особенной, почти совместной жизни нескольких семей на маленьком клочке земли вспоминаются людьми поколений 80-х и ранее.
Доктор исторических наук Эльмира Далгат поделилась своими воспоминаниями о старой Махачкале, семейными историями, связанными с жизнью в общих дворах, подчеркнув действительно ценное, частично утраченное сейчас терпение, взаимоуважение представителей разных религий.

То, что вспоминается сейчас как уходящая натура скорее даже не в архитектурном плане, а в эмоциональном, существовало не только в маленьких одноэтажных домиках. Были времена, и не такие уж далекие, когда жители многоэтажек выходили по вечерам в свой двор и за большим общим столом играли в нарды, пили чай и угощали соседей свежеприготовленной выпечкой. Хороший сосед ближе иного родственника – истина известная.
Побродить по выставке и помечтать о том, как бы вернуть в нашу жизнь открытость, искренность, душевность…Думаю, BRO добился главного – затронул душу каждого.
«Знаем мы наш город, знаем, но Роман увидел порой в некрасивости красивое, – говорит Кавсарат Джакаева, куратор выставки. – При этом сохраняя на своих фото Махачкалу настоящую».
Как верно заметила Юля Ярайкина, постоянный участник культурных событий города: «Если прогуляться по Махачкале летним ясным днем и в хорошем настроении, она вполне может быть такой. Видно, что художник так и сделал (улыбается).На самом деле очень полезно для всех нас, чтобы кто-нибудь со стороны показал, что наш город интереснее и ярче, чем он нам порой кажется».
На выставке представлено более 110 фотографий из личного архива автора. И это уже третий его проект в музее. Много было споров, когда Роман показал Махачкалу так, как если бы её видел Ван Гог. Следующий этап – выставка «Вид сверху»: вместе с художником мы будем смотреть на наш город с крыш Махачкалы.
А пока удивляемся и восхищаемся, казалось бы, давно знакомым, изучая Махачкалу изнутри.
И все же нотки ностальгии, тёплая память, исследование прошлого – каждый найдёт для себя ту точку преломления, которая позволит испытать самые разные эмоции.
Купить PDF-версию
В Дагестане в суд направлено уголовное дело о шпионаже




6