Доверьтесь добродетели
Из художественного завещания Гасана Алкадари: «Я к вам обращаюсь, моя дорогая семья и настоящие и будущие дети. Каждый из вас доверьтесь добродетели. Уважайте отца и мать, иначе будете мучиться на суде. Заботьтесь о детях, учите их сегодня необходимым знаниям, пусть живут, имея каждый свое дело, пусть дети шагают бодрыми шагами».
Легендарной книге «Асари-Дагестан» уже 100 лет. Написанная Гасаном-эфенди Алкадарским, эта уникальная историческая хроника, энциклопедия по истории Дагестана многих веков переживет еще не одно столетие. Эту книгу до сих пор изучают ученые, ее цитируют историки и краеведы. О самом Гасане Алкадари снимают фильмы.
Кем был человек, написавший столь монументальный труд, как жил, как творил? Ответы на эти вопросы я постаралась найти в Сулейман-Стальском районе, в родовом селе Алкадари, где открыт целый музей, посвященный ученому. Кстати, как оказалось, руководит музеем потомок Мухаммеда Ярагского, автор первой монографии о Гасане-эфенди Алкадарском Гусейн Гусейнов (на снимке внизу). Но об этом позже. А сейчас поговорим о славном роде Алкадарских.
Род этот берет свое начало от Мухаммеда Ярагского, известного религиозного деятеля, родившегося в 1771 году в селении Вини-Яраг Кюринского округа.
Гасан Алкадарский – активный политический деятель, умеренный религиозный авторитет, пламенный сторонник пророссийского развития Дагестана, последний арабоязычный поэт Страны гор, разорвавший каноны арабской классической поэзии, блистательный знаток Корана и других мусульманских письменных источников, превративший в девизы некоторые положения ислама, страстный пропагандист распространения знаний в массах.
Он отразил в жизни и трудах свою эпоху, но в то же время был более чем прогрессивен. Гасан Алкадарский родился 15 октября 1834 года. С трех лет отец стал учить его грамоте, а уже к десяти годам он писал стихи, знал наизусть многие суры Корана. Молодой Гасан рано обрел самостоятельность, чем снискал доверие и уважение властей. В 28 лет он уже секретарь, а в 32 года член окружного суда в Касумкенте. В 1857 году в возрасте 46 лет умерла его мать Хавсат, а в 1862 году он потерял отца Абдуллаха. С 1866 года Гасан-эфенди в течение 12 лет был наибом администрации Южного Табасарана с резиденцией в с. Нижний Яраг. В апреле 1871 года он пишет «Ал – Кава ал – Джами ва мушкилат «Мухаммадали», ответ на вопросы по проблемам земельного права, завещаний. В 1875 году в первой демократической газете Азербайджана «Экинчи», издаваемой просветителем Гасанбеком Зардаби, опубликовано первое печатное произведение Гасана-эфенди – стихотворное послание газете. Автор надеялся, что газета поможет проснуться современникам от вековой спячки.
В 1877 году половину Дагестана охватило восстание против царских войск. Заподозренный в соучастии и сочувствии к восставшим, Гасан Алкадарский был сначала арестован и посажен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Тамбовскую губернию. Однако ссыльные годы не прошли даром. Они стали для алима настоящей информационной находкой. Ученый многое переосмыслил, выучил русский язык, много времени уделял чтению различных трудов, занимался наукой и литературной деятельностью.
После возвращения из ссылки в 1883 году Гасан-эфенди наконец занялся своим любимым делом – преподаванием в школе отца, которую он вскоре преобразовал в светскую. Позже он пишет стихотворный трактат по вопросам наследственного права, завершил работу над рукописью «Асари-Дагестан», которая будет издана только через 13 лет. В начале XX века в Стамбуле выходит в свет его труд «Тахмис». Умер Гасан Алкадарский 12 сентября 1910 года. Уже после его смерти в Темир-Хан-Шуре были изданы его произведения «Диван-ал-Мамнун» и «Джираб-ал-Мамнун», а в 1929 году в Махачкале выходит в свет русский перевод «Асари-Дагестан».
После смерти Гасана Алкадари прошло уже более ста лет, но память о нем жива. Ученый говорил: «Герой – не разбойник на дороге, а тот, кто себя бережет от дурных поступков и держится пути правды». И вследствие этого утверждения советовал ближним: «Не рассчитывай, сынок, легко и просто заслужить звание человека». Поэтому самой большой наградой для известного просветителя стала преемственность в распространении знаний и добра, которую ему когда-то передали отец и дед. Эту уникальную эстафету успешно подхватили дети, внуки и правнуки Гасана Алкадари. Но чтобы описать достижения его потомков, нужна целая книга.
Из рода Алкадарских вышло много достойных людей. В их родовом древе более 20 докторов и кандидатов наук, среди которых действительный член Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, шесть кавалеров ордена Ленина, кавалеры орденов Дружбы и «Знак Почета». Два корабля носят имена Готфрида и Генриха Гасановых – внуков Гасана-эфенди Алкадари. Среди Алкадарских много заслуженных работников в области образования, сельского хозяйства, врачей и других специалистов.
Как мы уже говорили, в 2009 году в селе Алкадар Сулейман-Стальского района открыт музей Алкадари.
Первый зал посвящен Гасану Алкадарскому. Здесь представлены его изданные книги: «Асари-Дагестан», «Диван ал-Мамнун», «Джираб ал-Мамнун». Один из блоков знакомит с неизданными материалами Гасана-эфенди Алкадарского. В числе находок – письма, автографы, рекомендации, рукописные книги и т. д.
Изготовлены стенды, где представлены исследования о Гасане Алкадарском, работы о его жизни и деятельности, отрывки из дневника, посвященные периодам его жизни и деятельности, школе Алкадарского. Выставлены уникальные экспонаты: Коран с автографом Гасана-эфенди, его комод, чернильный прибор, кресло и др. Подготовлен фотоматериал фамильного кладбища рода Алкадарских в Касумкенте, художественные портреты жены и родственников Гасана-эфенди.
Во втором зале – библиотека Гасана Алкадарского, которая была подготовлена А. Р. Шихсаидовым, правнуком Гасана-эфенди (опись содержит более 350 наименований книг).
Следующий зал музея отведен под экспонаты, связанные с потомками Гасана Алкадарского: Генрихом Гасановым, Готфридом Гасановым, Амри Шихсаидовым, Ибрагимом Гусейновым, Абдусаламом Гусейновым, Шамилем Гусейновым и многими другими.
В остальных залах музея экспозиции еще дополняются.
Ежегодно музей посещают свыше 5 тысяч человек. Среди них много приезжих не только из городов и районов республики, но и других регионов России, зарубежья.
Приезжайте и вы. И проникнетесь добродетелью.