Его стихи – огонь по невежеству

Известный русский писатель Николай Тихонов, который несколько раз бывал в Дагестане, так отзывался о творчестве кумыкского поэта Аткая Аджаматова: «Его стихи – это огонь по неграмотности, по невежеству, по лицемерию. Он никогда не боялся говорить правду. Этот честный, мужественный поэт внес большой вклад в развитие дагестанской литературы. Поэтому его всегда называли «народным поэтом республики».
К 115-летию со дня рождения Аткая Аджаматова
Также Тихонов вспоминал с улыбкой тот день, когда впервые увидел Аджаматова:
«Когда я приехал в Махачкалу и пошел в Союз писателей, то у входа стоял юноша и, глядя в небо, что-то шептал. Он посмотрел на меня, поздоровался. А потом вновь продолжил про себя бормотать. Потом уже этот юноша весело мне рассказывал, что сочинял стихи».
Накануне первого Съезда писателей в Москве молодой Аткай подарил Тихонову свой первый сборник стихов «Атака по невежеству», который был переведен на русский язык Борисом Тургановым.
Николай Семёнович откровенно признавался, что, сидя в зале, во время съезда украдкой читал стихи и всё более изумлялся, насколько они талантливо созданы.
Особенно его восхитили следующие строчки:
Гранит у нас такой,
Он полон тайной жизни,
Сожмешь его рукой –
Не влага, песня брызнет…
***
Родился Аткай Акимович Аджаматов в старинном кумыкском селении Эндирей в июне 1910 года.
В 1929-м окончил первый Буйнакский педагогический техникум. Что интересно, учился вместе другим будущим дагестанским писателем Эффенди Капиевым. Там они и подружились.
Обратимся к воспоминаниям другого русского прозаика Романа Фатуева (некоторое время жил в Дагестане):
«В тридцатых годах было три молодых писателя, которые дружили между собой и очень активно творили. И все трое были талантливы. Это Эффенди Капиев, Аткай Аджаматов и Алибег Фатахов. Мы, старшие коллеги, возлагали на них большие надежды. И они их оправдали».
Когда Фатуев стал работать над повестью «Уллубий Буйнакский», то Аткай рассказывал ему об этом дагестанском революционере, которого ему довелось увидеть в детстве, будучи ребенком.
Тогда, в начале 1919 года, Буйнакский был в Эндирее с целью организовать там партизанский отряд.
***
Очерки Аткая Аджаматова «Из тесных гор на простор равнин», «Добровольность – основа победы», поэма «Огонь по частной собственности» и книга стихов «Атака по невежеству» показывали борьбу новых идей с прежними устоями жизни.
Главный жизненный принцип поэта: «Честность рождает доверие».
Помню, в 1990-е он говорил нам, молодым писателям:
«Будьте честными и в помыслах своих, и в творчестве. Только в этом случае вас сможет понять простой народ. Мы жили и творили для будущего поколения, не жалея себя. Теперь вы должны построить свою жизнь так, чтобы нам не было стыдно за ваши поступки».
– Обещаем! – отвечали дружно мы.
Аткай Акимович улыбался и кивал головой.
***
Самым любимым русским писателем у Аджаматова был Лев Толстой.
Оно и понятно: классик мировой литературы.
Когда-то пролетарский писатель Максим Горький сказал:
«Не зная Толстого, нельзя себя считать культурным человеком».
Наш герой знал, почитал и очень любил творчество Толстого. Великий русский писатель и мыслитель оказал огромное влияние на творчество дагестанского поэта.
В 1955 году он посетил Ясную поляну, дом-музей Толстого. Его привлек экспонат музея – оленьи рога.
Экскурсовод рассказал довольно интересную историю про них. Оказывается, эти рога писатель привез в свое время с Кавказа в качестве символа освободительного духа горцев в период правления царя Николая I. Исходя из этого, Аткаю Акимовичу пришла идея написать поэму «Оленьи рога».
В произведении искусно переплелись реальное и легендарное. Автор рассказывает о детских впечатлениях, связанных с чтением повестей Толстого «Кавказский пленник» и «Хаджи-Мурат».
Его всегда удивляло, что, будучи русским человеком, Лев Николаевич так убедительно смог воссоздать образ мужественного горца. Вторая часть поэмы повествует о дружбе русского и кавказского народов, о большой любви простых горских крестьян к Толстому.
***
Высоко ценил вклад Аткая Аджаматова в дагестанскую литературу известный исследователь устно-поэтического творчества народов Дагестана Александр Назаревич.

Аткай Аджаматов в первом ряду в центре / Фото из архива газеты «Ёлдаш»
В частности, он отмечал, что Аткай Акимович наделен счастливым качеством мудрого восприятия жизни.
Именно это «необычайное, свежее видение жизни» и умение находить в реальных фактах связь времен продемонстрированы в поэме «Оленьи рога». Это был новый обобщающий подход к такой извечной теме, как «Дагестан и Россия».
И еще хочется подчеркнуть, что одно из произведений, написанных им в середине 30-х годов, а именно «Огонь по частной собственности», наряду с первыми текстами Алибега Фатахова и Эффенди Капиева прокладывало в дагестанской литературе пути создания жанра поэмы. Кроме того, его прозаические произведения способствовали становлению у нас прозы.
***
Невозможно себе представить иного писателя, который лучше него знал бы родной кумыкский фольклор. Вклад Аджаматова в собирательстве, можно сказать, огромен и неоценим.
Новатор своего времени, в каждом начинающем писателе он искал талант. И если видел, что у молодого автора есть какие-то реальные проблески в творчестве, то обязательно поддерживал как словом, так и материально.
Аткай Акимович был мудрым наставником для всех коллег, многие его стихи со временем стали песнями. А некоторые пьесы (такие как «Сотав и Рашия», «Невесты») до сих пор не сходят с подмостков наших театров.
Расул Гамзатов однажды так сказал про него:
«Аткая уважали и любили, потому что он всегда был честен и справедлив к людям. Это самый главный постулат в жизни горца».
Поэт умер в 1998 году.
Статьи из «Культура»
Порталы в прошлое

Талызина и Дагестан

Краски Ингушетии в Стране гор

Следы на земле

Книги о героях-победителях

Храм памяти военной

Наша кухня покоряет мир!

Гордый наш Кавказ
