X
09:53 27.06.2025

Его стихи – огонь по невежеству

Известный русский писатель Николай Тихонов, который несколько раз бывал в Дагестане, так отзывался о творчестве кумыкского поэта Аткая Аджаматова: «Его стихи – это огонь по неграмотности, по невежеству, по лицемерию. Он никогда не боялся говорить правду. Этот честный, мужественный поэт внес большой вклад в развитие дагестанской литературы. Поэтому его всегда называли «народным поэтом республики».

К 115-летию со дня рождения Аткая Аджаматова

Также Тихонов вспоминал с улыбкой тот день, когда впервые увидел Аджаматова:

«Когда я приехал в Махачкалу и пошел в Союз писателей, то у входа стоял юноша и, глядя в небо, что-то шептал. Он посмотрел на меня, поздоровался. А потом вновь продолжил про себя бормотать. Потом уже этот юноша весело мне рассказывал, что сочинял стихи».

Накануне первого Съезда писателей в Москве молодой Аткай подарил Тихонову свой первый сборник стихов «Атака по невежеству», который был переведен на русский язык Борисом Тургановым.

Николай Семёнович откровенно признавался, что, сидя в зале, во время съезда украдкой читал стихи и всё более изумлялся, насколько они талантливо созданы.

Особенно его восхитили следующие строчки:

Гранит у нас такой,
Он полон тайной жизни,
Сожмешь его рукой –
Не влага, песня брызнет…

***

Родился Аткай Акимович Аджаматов в старинном кумыкском селении Эндирей в июне 1910 года.

В 1929-м окончил первый Буйнакский педагогический техникум. Что интересно, учился вместе другим будущим дагестанским писателем Эффенди Капиевым. Там они и подружились.

Обратимся к воспоминаниям другого русского прозаика Романа Фатуева (некоторое время жил в Дагестане):

«В тридцатых годах было три молодых писателя, которые дружили между собой и очень активно творили. И все трое были талантливы. Это Эффенди Капиев, Аткай Аджаматов и Алибег Фатахов. Мы, старшие коллеги, возлагали на них большие надежды. И они их оправдали».

Когда Фатуев стал работать над повестью «Уллубий Буйнакский», то Аткай рассказывал ему об этом дагестанском революционере, которого ему довелось увидеть в детстве, будучи ребенком.

Тогда, в начале 1919 года, Буйнакский был в Эндирее с целью организовать там партизанский отряд.

***

Очерки Аткая Аджаматова «Из тесных гор на простор равнин», «Добровольность – основа победы», поэма «Огонь по частной собственности» и книга стихов «Атака по невежеству» показывали борьбу новых идей с прежними устоями жизни.

Главный жизненный принцип поэта: «Честность рождает доверие».

Помню, в 1990-е он говорил нам, молодым писателям:

«Будьте честными и в помыслах своих, и в творчестве. Только в этом случае вас сможет понять простой народ. Мы жили и творили для будущего поколения, не жалея себя. Теперь вы должны построить свою жизнь так, чтобы нам не было стыдно за ваши поступки».

– Обещаем! – отвечали дружно мы.

Аткай Акимович улыбался и кивал головой.

***

Самым любимым русским писателем у Аджаматова был Лев Толстой.

Оно и понятно: классик мировой литературы.

Когда-то пролетарский писатель Максим Горький сказал:

«Не зная Толстого, нельзя себя считать культурным человеком».

Наш герой знал, почитал и очень любил творчество Толстого.­ Великий русский писатель и мыслитель оказал огромное влияние на творчество дагестанского поэта.

В 1955 году он посетил Ясную поляну, дом-музей Толстого. Его привлек экспонат музея – оленьи рога.

Экскурсовод рассказал довольно интересную историю про них. Оказывается, эти рога писатель привез в свое время с Кавказа в качестве символа освободительного духа горцев в период правления царя Николая I. Исходя из этого, Аткаю Акимовичу пришла идея написать поэму «Оленьи рога».

В произведении искусно переплелись реальное и легендарное. Автор рассказывает о детских впечатлениях, связанных с чтением повестей Толстого «Кавказский пленник» и «Хаджи-Мурат».

Его всегда удивляло, что, будучи русским человеком, Лев Николаевич так убедительно смог воссоздать образ мужественного горца. Вторая часть поэмы повествует о дружбе русского и кавказского народов, о большой любви простых горских крестьян к Толстому.

***

Высоко ценил вклад Аткая Аджаматова в дагестанскую литературу известный исследователь устно-поэтического творчества народов Дагестана Александр Назаревич.

Аткай Аджаматов в первом ряду в центре / Фото из архива газеты «Ёлдаш»

В частности, он отмечал, что Аткай Акимович наделен счастливым качеством мудрого восприятия жизни.

Именно это «необычайное, свежее видение жизни» и умение находить в реальных фактах связь времен продемонстрированы в поэме «Оленьи рога». Это был новый обобщающий подход к такой извечной теме, как «Дагестан и Россия».

И еще хочется подчеркнуть, что одно из произведений, написанных им в середине 30-х годов, а именно «Огонь по частной собственности», наряду с первыми текстами Алибега Фатахова и Эффенди Капиева прокладывало в дагестанской литературе пути создания жанра поэмы. Кроме того, его прозаические произведения способствовали становлению у нас прозы.

***

Невозможно себе представить иного писателя, который лучше него знал бы родной кумыкский фольклор. Вклад Аджаматова в собирательстве, можно сказать, огромен и неоценим.

Новатор своего времени, в каждом начинающем писателе он искал талант. И если видел, что у молодого автора есть какие-то реальные проблески в творчестве, то обязательно поддерживал как словом, так и материально.

Аткай Акимович был мудрым наставником для всех коллег, многие его стихи со временем стали песнями. А некоторые пьесы (такие как «Сотав и Рашия», «Невесты») до сих пор не сходят с подмостков наших театров.

Расул Гамзатов однажды так сказал про него:

«Аткая уважали и любили, потому что он всегда был честен и справедлив к людям. Это самый главный постулат в жизни ­горца».

Поэт умер в 1998 году.

Похожие

Поэт и воин

34
Помню, 15 лет назад Муталиб Митаров (на снимке), известный табасаранский поэт и общественный...

Поэт непростой судьбы

58
Если судьба сталкивает Магомеда Насруллаева с человеком неблагородным или даже подлым, то...

За вклад в поэзию

38
Председатель Дагестанского отделения Союза российских писателей, президент Клуба...

Изысканная и вечная

174
Великий итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи о поэзии говорил как о «живописи,...

Он прославил Дагестан

708
– Вот мои книги, – показывал на своих односельчан поэт, – у них в голове записаны все песни,...

«Дело поэта – гордое дело»

178
Ежегодно 18 мая народы многонационального Дагестана отмечают день рождения Сулеймана...

Ее поэзия заставляет задуматься

224
Кадрия… Вы слышите звучное, красивое имя. В ее имени...

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

9
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

10
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

9
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

3
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

8
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

37
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

67
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

12
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

25
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

81
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...