X
09:10 05.03.2025

Финал стал настоящим праздником

Концерт, посвященный 125-летию со дня рождения основоположника дагестанской профессиональной музыки Готфрида Гасанова, прошел в Махачкале. Организатором выступила Дагестанская госфилармония.

Ведущая концерта Ирина Нахтигаль во вступительном слове отметила неоценимый вклад композитора в становление музыкальной культуры молодой советской республики.
Имя Готфрида Гасанова вошло в историю Дагестана и стало почитаемым и дорогим для всех причастных к нашему музыкальному искусству.

В предваряющих концертные номера комментариях ведущая акцентировала роль дагестанского фольклора в композиторском творчестве маэстро, а также органичность синтеза народной и профессиональной традиций в его сочинениях. Личность композитора раскрывали подробности о создании прозвучавших произведений и их первых исполнителях.

В концертную программу вошли вокальные произведения разных жанров. Солистка филармонии Эльвира Маммадаева раскрыла драматургические особенности контрастных вокальных сочинений Гасанова – романсов «Я на кровле одна» и «Соловей», песни Лауры из музыки к спектаклю «Каменный гость».

Вокальные произведения автора для мужского голоса представили заслуженный артист республики Денис Федоренко и студент выпускного курса махачкалинского музыкального училища Али Шерматов.

Заслуженная артистка Дагестана Заира Даибова проникновенно исполнила песню-плач Асият из оперы Гасанова «Хочбар» и блистательную обработку кумыкской народной песни «Бюль-бюль».

Отметим ансамбль вокалистов с концертмейстером Саидой Юнусилау. Чуткость, постоянное взаимодействие с солистом, глубокое понимание стиля произведения – свидетельство профессионализма пианистки.

Четыре разнохарактерные пьесы из сборника Готфрида Гасанова «Лирические пьесы для фортепиано на темы дагестанских народных песен» исполнила неизменный пропагандист фортепианной музыки дагестанских композиторов народная артистка республики Диана Увайсова.

В программу было включено и дебютное выступление солистки филармонии Лейлы Нуриевой (домра), которая в сопровождении Зарифы Абдуллаевой (фортепиано) исполнила переложение Прелюдии
Г. Гасанова.

Событием концерта стал его финал. Сюита Гасанова для двух фортепиано – весьма редко исполняемое произведение – обрела новую жизнь. Аранжировка дирижёра камерного оркестра, заслуженной артистки РФ Зарифы Абдуллаевой раскрыла заложенные в авторском варианте оркестровые краски и достойно пополнила репертуар камерного оркестра.

Статьи из «Культура»

Новые векторы творческого развития

1
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Красная партизанка и белый офицер

1
В 1956 году на экраны страны вышла романтическая...

Образ рождается спонтанно

1
В глобальном контексте современного искусства, где экологичность и осознанное потребление...

Мир на ощупь и на слух

21
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...

Актер, «сгоревший» от любви

15
В 1985 году неожиданно ушел из жизни талантливый индийский актер Санджив Кумар. Он снялся в...

Под флагом Родины

5
В День Государственного флага России вся страна объединилась в едином патриотическом...

Природа вещей и красок

12
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

32
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Три условия успешного спектакля

17
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

67
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

13
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...

В основе сюжета – реальная история

16
В начале 1975 года молодой режиссер Александр Косарев...