Гамзат из Кала-Корейша
Гамзат Гусейнов известен в Дагестане и за его пределами как талантливый график и живописец, художник-прикладник, дизайнер и педагог. Он дизайнер-оформитель около 15 дагестанских музеев, участник более 120 выставок, включая 7 персональных.
В выставочном зале этнографического музея «Дагестанский аул» открылась персональная выставка заслуженного художника РД Гамзата Гусейнова, известного как «Гамзат из Кала-Корейша». Она стала знаковым событием в культурной жизни республики.
В открытии приняли участие и выступили президент Национальной академии наук Дагестана, академик Международной академии общественных наук Гамид Бучаев, председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов, депутат Народного Собрания РД Асият Алиева, коллеги, сельчане, друзья, ученики художника.
Об авторе выставки рассказала директор учреждения Зумруд Сулейманова, представив публике экспозицию, включающую около 50 работ из огромного творческого наследия художника, в том числе 16 произведений художественного текстиля, несколько живописных и акварельных работ, 22 графических листа. Произведения Гамзата Гусейнова хранятся также во всех музеях Дагестана, в Первой галерее, во многих частных и корпоративных собраниях Махачкалы, Москвы, Санкт-Петербурга, а также в Израиле, во Франции.
С 1978 года он преподает в знаменитой художественной школе в Мамедкале, известной также далеко за пределами Дагестана и даже России. Долгие годы он является директором школы, многие ученики которой получили путевки в настоящее творчество, стали известными мастерами дагестанского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, известными в России и во всем мире.
Искусствовед, заместитель директора музея Татьяна Петенина в теплых, благожелательных тонах рассказала о Гамзате Гусейнове, выразила уверенность, что он занимает особое место в культурной жизни Дагестана.
«Гамзат Гусейнов одним из первых в республике начал заниматься росписью ткани в технике горячего батика, ткаными гобеленами, достигнув высочайшего уровня. Он также является мастером техники «графика карандашом». Язык черно-белого рисунка предельно условен, но художнику удается передать через два цвета всё многообразие и красоту окружающего мира. Как и в текстиле, сюжеты и образы графики предельно стилизованы, изобразительный язык подчинен законам ритмического и декоративного построения пространства, и черпаются они также из неиссякаемого источника – дагестанской народной культуры.
Любовь Гусейнова к Дагестану беспредельна. Являясь отличником учебы Высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной в Санкт-Петербурге, имея предложение продолжить творческую карьеру в самом училище, он вернулся в Дагестан. Не принял и приглашение в Студию военных художников имени Грекова в Москве, приглашение на преподавательскую работу в Норвегии, отказался сотрудничать с дизайнерской фирмой в Париже, мотивируя свои отказы любовью исключительно к родному Дагестану», – сказала Татьяна Петенина.
Художник поблагодарил гостей выставки за тёплые слова и высокую оценку его творчества, особую благодарность выразив музею «Дагестанский аул».
Напомним, в этнографическом комплексе «Дагестанский аул» собраны сокровища прикладного искусства и быта более тридцати коренных народов Дагестана. В коллекции молодого музея, открывшегося в 2009 году, представлены более 40 тысяч экспонатов, среди которых коллекции археологических памятников, медно-чеканной посуды, резного камня, старинное оружие, серебряные ювелирные изделия и украшения, керамика. Экспозиция традиционной культуры народов включает элементы интерьера жилища, медную, керамическую и деревянную утварь, орудия труда, оружие, традиционную одежду и ювелирные украшения, ковры и ковровые изделия и другое.