X
09:15 27.10.2017

Город под микроскопом

Как Махачкала пережила революцию 1917 года? Какую музыку она слушает сейчас и в какой нуждается? Что принято носить в городе и в селе и почему на смену национальным костюмам пришли хиджабы? Осенний цикл научно-просветительских лекций «Городские чтения», организованный Музеем истории города Махачкалы, как и прежде знакомит дагестанцев со специалистами, рассказывающими о том, что обычно скрыто от массового внимания. Лекторы из разных областей – истории, музыки, этнографии – предлагают взглянуть на город с разных ракурсов.

Наиболее интересная дискуссия, на мой взгляд, завязалась на лекции «Традиционная этнография кончается? Антропология в городе только началась! (на примере развития исламского дискурса в Махачкале)». Автором выступила кандидат исторических наук, зав. отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Екатерина Капустина.

По ее словам, складывается ощущение, что дагестанское общество ищет образец для подражания, потому что традиционная культура почему-то не служит образцом. Например, наблюдая за компаниями, которые в своем бизнесе обращаются к исламской риторике, ученый отмечает, что это одна из самых популярных бизнес-стратегий в Дагестане. Это касается прежде всего продуктов питания и одежды.

— Почему при всем нашем уважении к традиционной культуре в Дагестане, в отличие от других северокавказских республик, не прижилось возвращение к традиционному костюму? – задала вопрос искусствовед Татьяна Петенина.

— Возможно, потому, что национальный проект легче «раскрутить» в мононациональных республиках (Ингушетия, Чечня). В Дагестане призыв носить национальную одежду не объединяет людей. Объединяет ислам, умма, в которой нет деления на аварцев, даргинцев и так далее, — ответила Капустина. – В Дагестане есть традиция джамаата, но в плане костюма она не сохраняется. Дагестан пошел по другому пути. И это интересно и нужно исследовать.

Сегодня в связи с глобализацией этнографы-традиционалисты возвещают о конце традиционной культуры. Но Капустина предлагает не впадать в уныние и обратиться к изу­чению этнографии современного города. В качестве примера она говорила о Махачкале и таком явлении, как исламский дискурс в городе – вывесках, объявлениях, рекламных баннерах, надписях и названиях. По словам ученой, все это не просто тексты. Надо помнить, что хозяева магазинов – это члены сообщества, формирующие нашу с вами реальность.

«Лет десять назад, когда мы возвращались из района, как только маршрутка пересекла границу Махачкалы, все женщины, кроме пожилых, сняли платки. Таким образом, они маркировали пространство: в селе мы ходим по-сельскому, в городе – по-городскому. Сейчас платок меняет формы, принимает промежуточные формы между хиджабом и его полным отсутствием. Форма платка, способ его повязывания тоже могут многое сказать о том, как девушка себя представляет.

Екатерина Капустина – ученица одного из крупнейших кавказоведов начала XXI века Юрия Карпова, автора книги «Взгляд на горцев. Взгляд с гор». Впервые вместе с ним она приехала в Дагестан в экспедицию в 2004 году и влюбилась в нашу республику, как может влюбиться этнограф в край, где сохранились традиционные обычаи, культура. В соавторстве со своим учителем в 2011 году она выпустила книгу о миграционных процессах в Дагестане в XX – начале XXI веков «Горцы после гор».

При этом ученый не склонна горевать и сокрушаться о том, что традиционная культура гибнет. Наоборот, она призывает порадоваться тому, что рождается прямо сейчас на наших глазах. И в этом смысле у российских и в первую очередь дагестанских ученых огромное пространство для работы.

Похожие

Открывая Махачкалу заново

42
В Дагестане на протяжении ряда последних лет наблюдается туристический бум. Но при этом...

Раньше тут был пустырь

36
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Сердце Петровска

51
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной...

Ностальгия по любимому городу

570
Старая Махачкала. Это сочетание слов – магическое для...

…И появился город

72
В первых числах июля 1844 года было заложено укрепление, получившее впоследствии название...

Тайны Махачкалы

216
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Первая столица Дагестана

496
В этом году исполняется 190 лет со дня основания города Темир-Хан-Шуры. Именно столько времени...

Махачкала – второй Вавилон

457
Прошло 100 лет с тех пор, как город Порт-Петровск переименовали в Махачкалу. Свое название...

История без прикрас

83
Людям свойственно идеализировать свою историю. Во флере романтики часто остается в тени то,...

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

23
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

11
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

9
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

11
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

40
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

68
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

13
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

26
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

85
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...