Город под микроскопом
Как Махачкала пережила революцию 1917 года? Какую музыку она слушает сейчас и в какой нуждается? Что принято носить в городе и в селе и почему на смену национальным костюмам пришли хиджабы? Осенний цикл научно-просветительских лекций «Городские чтения», организованный Музеем истории города Махачкалы, как и прежде знакомит дагестанцев со специалистами, рассказывающими о том, что обычно скрыто от массового внимания. Лекторы из разных областей – истории, музыки, этнографии – предлагают взглянуть на город с разных ракурсов.
Наиболее интересная дискуссия, на мой взгляд, завязалась на лекции «Традиционная этнография кончается? Антропология в городе только началась! (на примере развития исламского дискурса в Махачкале)». Автором выступила кандидат исторических наук, зав. отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Екатерина Капустина.
По ее словам, складывается ощущение, что дагестанское общество ищет образец для подражания, потому что традиционная культура почему-то не служит образцом. Например, наблюдая за компаниями, которые в своем бизнесе обращаются к исламской риторике, ученый отмечает, что это одна из самых популярных бизнес-стратегий в Дагестане. Это касается прежде всего продуктов питания и одежды.
— Почему при всем нашем уважении к традиционной культуре в Дагестане, в отличие от других северокавказских республик, не прижилось возвращение к традиционному костюму? – задала вопрос искусствовед Татьяна Петенина.
— Возможно, потому, что национальный проект легче «раскрутить» в мононациональных республиках (Ингушетия, Чечня). В Дагестане призыв носить национальную одежду не объединяет людей. Объединяет ислам, умма, в которой нет деления на аварцев, даргинцев и так далее, — ответила Капустина. – В Дагестане есть традиция джамаата, но в плане костюма она не сохраняется. Дагестан пошел по другому пути. И это интересно и нужно исследовать.
Сегодня в связи с глобализацией этнографы-традиционалисты возвещают о конце традиционной культуры. Но Капустина предлагает не впадать в уныние и обратиться к изучению этнографии современного города. В качестве примера она говорила о Махачкале и таком явлении, как исламский дискурс в городе – вывесках, объявлениях, рекламных баннерах, надписях и названиях. По словам ученой, все это не просто тексты. Надо помнить, что хозяева магазинов – это члены сообщества, формирующие нашу с вами реальность.
«Лет десять назад, когда мы возвращались из района, как только маршрутка пересекла границу Махачкалы, все женщины, кроме пожилых, сняли платки. Таким образом, они маркировали пространство: в селе мы ходим по-сельскому, в городе – по-городскому. Сейчас платок меняет формы, принимает промежуточные формы между хиджабом и его полным отсутствием. Форма платка, способ его повязывания тоже могут многое сказать о том, как девушка себя представляет.
Екатерина Капустина – ученица одного из крупнейших кавказоведов начала XXI века Юрия Карпова, автора книги «Взгляд на горцев. Взгляд с гор». Впервые вместе с ним она приехала в Дагестан в экспедицию в 2004 году и влюбилась в нашу республику, как может влюбиться этнограф в край, где сохранились традиционные обычаи, культура. В соавторстве со своим учителем в 2011 году она выпустила книгу о миграционных процессах в Дагестане в XX – начале XXI веков «Горцы после гор».
При этом ученый не склонна горевать и сокрушаться о том, что традиционная культура гибнет. Наоборот, она призывает порадоваться тому, что рождается прямо сейчас на наших глазах. И в этом смысле у российских и в первую очередь дагестанских ученых огромное пространство для работы.