… И другие служители театра
Бутафоры, костюмеры, гримёры, декораторы, режиссеры, художники по свету и звуку – все они работают за кулисами, потому их лица совершенно незнакомы зрителям. В то же время эти люди создают театр. Показываем вам закулисную жизнь одного из самых успешных республиканских учреждений культуры – Дагестанского государственного театра кукол.
Парики, шляпы, усы с бородой…
Сегодня здесь полным ходом идет подготовка к Международному фестивалю «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС», он пройдет у нас в республике с 26 мая по 1 июня. А пока на сцене проходят репетиции, и мастера в своих цехах готовят кукольных артистов. Зав. производством театра, бутафор Зарида Валиханова проводит для меня экскурсию, напоминающую поход в музей. Здесь дружно живут разные эпохи и исторические персонажи, герои любимых волшебных сказок. Длинные ряды костюмов, платьев, а также парики, шляпы, усы с бородой, хвосты, крылья и прочие атрибуты аккуратно сложены в костюмерной. Наряды, обувь, которые будут задействованы в ближайшее время, находятся ближе к сцене, всё остальное хранится на складе, разложено по коробкам и сдается под роспись.
– Моя трудовая деятельность началась на приборостроительном заводе, где работала инженером-конструктором, – говорит З. Валиханова. – Потом 16 лет преподавала на радиотехническом факультете ДГТУ. В какой-то момент решила поменять род деятельности. В театр я пришла, до конца не осознавая смысла слова «бутафор». Но работая здесь, поняла, что это то, чем хочу заниматься. И вот уже более 8 лет я в этой профессии. Думаю, что меня сюда привела судьба. Благодаря таким мастерам, как Роза Рашидова, Жанна и Ума, я получаю бесценный опыт.
Эскизы
Работа над новыми спектаклями начинается с эскизов. Аминат Яхьяева – руководитель театра привлекает к работе иногородных и даже зарубежных художников и режиссеров.
– Удачные премьеры, пробирающие до слез сцены, реализация громких проектов и ее многолетняя работа на посту директора показали, что она является эффективным менеджером и отличным руководителем, – тепло отзывается о коллеге Зарида Валиханова.
Когда в театр поступают эскизы, они обсуждаются на художественном совете. После их утверждения скульптор Светлана Гаибова лепит из глины головы будущих персонажей. По ним отливается модель, а потом откладывается от 5 до 10 и более слоев папье-маше. После того, как гипсовая форма застывает, глину вытаскивают и возвращают художникам для создания другой формы. Когда голова из глины высыхает, ее шпаклюют, тщательно шлифуют, чтобы форму легко было обклеить тканью. Болванка готова. Художники и бутафоры вместе с художником-постановщиком будущего спектакля на техническом совете обсуждают детали конструкций, размеры и их объемы. Для изготовления кукол в ход идут различные материалы: поролон, пенопласт, бумага, ткань.
Инженер-конструктор, изготовитель кукол Магомед Маллаев продумывает всю механику кукол, реквизиты и декорации, изготавливает «рабочие» глаза. Затем художники расписывают лицо, бутафоры делают парики.
– Спектакли, проходящие в театре, технически насыщены, процесс подготовки к ним может занимать от 3 недель и больше. К примеру, только материальную часть спектакля «Алые паруса» делали 5 месяцев, – поясняет Зарида Валиханова.
Коллективный труд
Работа в театре – это коллективный труд, в ней задействованы абсолютно все цеха. Нет человека более или менее важного, бессмысленна работа одного без усилий другого. В швейном цеху работают костюмер и 3 швеи.
– Мы моделируем костюмы как для кукол, так и для артистов, – рассказывает художник-модельер Наталья Пашкова. – Время расходуется в зависимости от объема работы, ее сложности и количества задействованных артистов либо кукол. Пошив идет тогда, когда бутафоры сделали конкретно какие-то куклы. Для живого плана сначала проходят мерки, кроят костюмы. Во время примерки художник и режиссёр корректируют и могут вносить изменения на сцене. Меняться могут не только детали костюма, но и артисты. Практически в обязательном порядке подбирается дублер.
Бывает, что перед спектаклем случаются авралы, и тогда в мастерской собираются все, кто может помочь, и в несколько пар рук всё шьётся, подгоняется, отпаривается, подклеивается…
Конструированием костюмов занимаются с учётом пожеланий режиссёра, актёра и требований сцены. Костюм для театра – больше, чем просто платье. Зарида Османовна рассказала, как ухаживают за костюмами, чтобы ими могли пользоваться дольше. В случае если невозможно постирать театральную одежду, костюм предполагает наличие внутреннего чехла, подмышечников, снимающихся элементов.
Репетиции
Когда приезжает режиссёр, день-два уходит на читку материала. К его приезду готовыми бывают каркасы декораций. Пока мастера в цехах заняты своей работой, актеры репетируют на сцене, прорабатывают роли, завершают работу и бутафоры. Они устраняют недоработки, очевидные во время сдачи и прогона, чтобы в день премьеры все прошло идеально.
Не всё так просто
Смотрели спектакль «Чиполлино» (режиссер-постановщик Рабият Темирова)? Думаю, яркие костюмы кукол заметили все. Но за этими куклами скрывались люди, одетые во всё черное. На них капюшон, а лица закрывает двойная сетка. Учитывая приглушенный свет во время спектакля, на сцене артисты передвигаются только благодаря своей безукоризненной работе. Хорошо, если за окном +15. Ведь в жару в ростовых костюмах, сделанных на основе поролона, обклеенного бязью, артистам работать, мягко говоря, непросто. Они бывают насквозь мокрыми, но никто и не догадывается об этом.
Работа кукловода гораздо сложнее работы актера драматического театра. Он должен следить за собой и куклой, между прочим, со своим характером. Помимо таланта, надо иметь хорошую физическую подготовку, искусно менять голос и приковывать внимание детской аудитории.
Звук
– Еще задолго до начала спектакля мы настраиваем аппаратуру, проверяем качество звука, – рассказывает звуковик Алан Омаров. – Перед нами лежит паспорт спектакля, по нему и работаем. В казусных моментах спасает мастерство актеров, в свою очередь звуком мы отвлекаем зрителя, давая актёру возможность настроиться на игру. Подготовка к предстоящему форуму, участие в котором принимают государственные профессиональные театральные кукольные коллективы из Бразилии, Индии, Китая, ЮАР и пяти субъектов России, идет активная. Художественной частью теневого шоу будут руководить Екатерина Полякова и Роман Пугач из Санкт-Петербурга. В столярном цеху все деревянные конструкции для постановок готовит Паша Магомедов. Сейчас он завершает работу над веером, который будет задействован в ходе открытия фестиваля.
А знаете ли вы, что…
… В палисаднике театра кукол растут малина, виноград и цветут розы? Участок размером 5 на 2 м – это настоящий оазис, место отдыха.