Купить PDF-версию
X
09:36 24.05.2019

… И другие служители театра

Бутафоры, костюмеры, гримёры, декораторы, режиссеры, художники по свету и звуку – все они работают за кулисами, потому их лица совершенно незнакомы зрителям. В то же время эти люди создают театр. Показываем вам закулисную жизнь одного из самых успешных республиканских учреждений культуры – Дагестанского государственного театра кукол.

Парики, шляпы, усы с бородой…

Сегодня здесь полным ходом идет подготовка к Международному фестивалю «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС», он пройдет у нас в республике с 26 мая по 1 июня. А пока на сцене проходят репетиции, и мастера в своих цехах готовят кукольных артистов. Зав. производством театра, бутафор Зарида Валиханова проводит для меня экскурсию, напоминающую поход в музей. Здесь дружно живут разные эпохи и исторические персонажи, герои любимых волшебных сказок. Длинные ряды костюмов, платьев, а также парики, шляпы, усы с бородой, хвосты, крылья и прочие атрибуты аккуратно сложены в костюмерной. Наряды, обувь, которые будут задействованы в ближайшее время, находятся ближе к сцене, всё остальное хранится на складе, разложено по коробкам и сдается под роспись.

– Моя трудовая деятельность началась на приборостроительном заводе, где работала инженером-конструктором, – говорит З. Валиханова. – Потом 16 лет преподавала на радиотехническом факультете ДГТУ. В какой-то момент решила поменять род деятельности. В театр я пришла, до конца не осознавая смысла слова «бутафор». Но работая здесь, поняла, что это то, чем хочу заниматься. И вот уже более 8 лет я в этой профессии. Думаю, что меня сюда привела судьба. Благодаря таким мастерам, как Роза Рашидова, Жанна и Ума, я получаю бесценный опыт.

Эскизы

Работа над новыми спектаклями начинается с эскизов. Аминат Яхьяева – руководитель театра привлекает к работе иногородных и даже зарубежных художников и режиссеров.

– Удачные премьеры, пробирающие до слез сцены, реализация громких проектов и ее многолетняя работа на посту директора показали, что она является эффективным менеджером и отличным руководителем, – тепло отзывается о коллеге Зарида Валиханова.

Когда в театр поступают эскизы, они обсуждаются на художественном совете. После их утверждения скульптор Светлана Гаибова лепит из глины головы будущих персонажей. По ним отливается модель, а потом откладывается от 5 до 10 и более слоев папье-маше. После того, как гипсовая форма застывает, глину вытаскивают и возвращают художникам для создания другой формы. Когда голова из глины высыхает, ее шпаклюют, тщательно шлифуют, чтобы форму легко было обклеить тканью. Болванка готова. Художники и бутафоры вместе с художником-постановщиком будущего спектакля на техническом совете обсуждают детали конструкций, размеры и их объемы. Для изготовления кукол в ход идут различные материалы: поролон, пенопласт, бумага, ткань.

Инженер-конструктор, изготовитель кукол Магомед Маллаев продумывает всю механику кукол, реквизиты и декорации, изготавливает «рабочие» глаза. Затем художники расписывают лицо, бутафоры делают парики.

– Спектакли, проходящие в театре, технически насыщены, процесс подготовки к ним может занимать от 3 недель и больше. К примеру, только материальную часть спектакля «Алые паруса» делали 5 месяцев, – поясняет Зарида Валиханова.

Коллективный труд

Работа в театре – это коллективный труд, в ней задействованы абсолютно все цеха. Нет человека более или менее важного, бессмысленна работа одного без усилий другого. В швейном цеху работают костюмер и 3 швеи.

– Мы моделируем костюмы как для кукол, так и для артистов, – рассказывает художник-модельер Наталья Пашкова. – Время расходуется в зависимости от объема работы, ее сложности и количества задействованных артистов либо кукол. Пошив идет тогда, когда бутафоры сделали конкретно какие-то куклы. Для живого плана сначала проходят мерки, кроят костюмы. Во время примерки художник и режиссёр корректируют и могут вносить изменения на сцене. Меняться могут не только детали костюма, но и артисты. Практически в обязательном порядке подбирается дублер.

Бывает, что перед спектаклем случаются авралы, и тогда в мастерской собираются все, кто может помочь, и в несколько пар рук всё шьётся, подгоняется, отпаривается, подклеивается…

Конструированием костюмов занимаются с учётом пожеланий режиссёра, актёра и требований сцены. Костюм для театра – больше, чем просто платье. Зарида Османовна рассказала, как ухаживают за костюмами, чтобы ими могли пользоваться дольше. В случае если невозможно постирать театральную одежду, костюм предполагает наличие внутреннего чехла, подмышечников, снимающихся элементов.

Репетиции

Когда приезжает режиссёр, день-два уходит на читку материала. К его приезду готовыми бывают каркасы декораций. Пока мастера в цехах заняты своей работой, актеры репетируют на сцене, прорабатывают роли, завершают работу и бутафоры. Они устраняют недоработки, очевидные во время сдачи и прогона, чтобы в день премьеры все прошло идеально.

Не всё так просто

Смотрели спектакль «Чиполлино» (режиссер-постановщик Рабият Темирова)? Думаю, яркие костюмы кукол заметили все. Но за этими куклами скрывались люди, одетые во всё черное. На них капюшон, а лица закрывает двойная сетка. Учитывая приглушенный свет во время спектакля, на сцене артисты передвигаются только благодаря своей безукоризненной работе. Хорошо, если за окном +15. Ведь в жару в ростовых костюмах, сделанных на основе поролона, обклеенного бязью, артистам работать, мягко говоря, непросто. Они бывают насквозь мокрыми, но никто и не догадывается об этом.

Работа кукловода гораздо сложнее работы актера драматического театра. Он должен следить за собой и куклой, между прочим, со своим характером. Помимо таланта, надо иметь хорошую физическую подготовку, искусно менять голос и приковывать внимание детской аудитории.

Звук

– Еще задолго до начала спектакля мы настраиваем аппаратуру, проверяем качество звука, – рассказывает звуковик Алан Омаров. – Перед нами лежит паспорт спектакля, по нему и работаем. В казусных моментах спасает мастерство актеров, в свою очередь звуком мы отвлекаем зрителя, давая актёру возможность настроиться на игру. Подготовка к предстоящему форуму, участие в котором принимают государственные профессиональные театральные кукольные коллективы из Бразилии, Индии, Китая, ЮАР и пяти субъектов России, идет активная. Художественной частью теневого шоу будут руководить Екатерина Полякова и Роман Пугач из Санкт-Петербурга. В столярном цеху все деревянные конструкции для постановок готовит Паша Магомедов. Сейчас он завершает работу над веером, который будет задействован в ходе открытия фестиваля.

А знаете ли вы, что…

… В палисаднике театра кукол растут малина, виноград и цветут розы? Участок размером 5 на 2 м – это настоящий оазис, место отдыха.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

108
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

14
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

96
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

18
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...