Идти в люди и быть собой
По телеграм-каналам республиканских СМИ прошли сообщения об участии молодой дагестанской поэтессы Индиры Зу-баировой в поэтическом вечере в Нальчике. Мы решили не ограничиваться простой констатацией факта и рассказать об этом событии и других важных эпизодах жизни Индиры подробнее. Все-таки интересно: наши поэты у соседей, и почему именно Индира, да и вообще кто она, чем дышит и о чем думает.
Индиру знаю давно. Помню, как она только-только появилась на публике с чтением своих стихов -поначалу на разных сборных литературных вечерах как молодой начинающий поэт, а потом уже как вполне определившийся, довольно прочно занимающий свою нишу в современной дагестанской поэзии. Но встретиться с глазу на глаз не доводилось. Теперь вот пьем кофе и говорим о жизни, литературе, мечтах и желаниях. На первый же свой вопрос, почему именно ее пригласили в Нальчик, ведь в Махачкале много молодых поэтов, я получила неожиданный ответ:
— А меня и не приглашали. Еще год назад я сказала себе: пока больше никаких выступлений в Махачкале, моя задача — постараться расширить свои границы. Участие в мастер-классах, различных литературных форумах, где мы набираемся мастерства, — это все хорошо, но нужно быть услышанной, моя аудитория должна расти. Для начала — в соседних республиках. Для этого нужно выезжать, возможно, сделать какие-то коллаборации. И я обратилась за советом к Дарье Шомаховой, главному редактору электронного литературного журнала «Буква», поэту, прозаику, мы познакомились с ней на мероприятиях Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ С. А. Филатова. Говорили о том, на какие площадки в нашем регионе можно выйти, обсудили возможность выступления группы литераторов. Все-таки встречаться со слушателями интереснее командой, я считаю. К тому же это хорошая возможность рассказать о себе сразу в нескольких республиках Северного Кавказа. Так пришла идея собрать на площадке Open Club в Нальчике представителей Осетии, Кабарды и Дагестана. Двигаться вместе — это более качественно и продуктивно.
— Ты уже успела выпустить свою книгу?
— Да, в издательстве «Эпоха» вышла моя первая книга стихов и малой прозы «Чердаки Анжи». Не подумайте, что это имеет отношение к футбольной команде (улыбается). Это отсылка к старому названию Махачкалы. Вообще, это очень важный момент — выбор названия. Лишние ассоциации не нужны, они могут повлиять на выбор читателя и исказить замысел автора. Именно это и случилось с моей первой книгой.
— Так ты еще и прозаик?
— Случается. Но я и в поэзии не крепко стою на ногах, а о своей прозе пока не могу ничего сказать. Это небольшие рассказы. Вот, к примеру, один — «Цепь». Он о собаке хаски, которая всю свою жизнь проводит во дворе на цепи. Я увидела ее у своих знакомых, и мои ощущения вылились в рассказ.
— Что тебя волнует больше всего на нынешнем этапе твоей жизни? Изменились ли темы стихов?
— Где-то в 2015 году я впервые появилась на сцене Театра поэзии в числе других авторов. В то время я очень много думала о своей матери. Но недавно попала в автомобильную аварию, и это выбило меня из этой темы. (Тут мы должны сказать, что Индира не жила со своими ро
дителями, хотя они были живы, и некоторое время воспитывалась в школе-интернате в Дербенте). Сейчас я пишу о жизни, пытаюсь ответить для себя на извечный вопрос о ее смысле.
— И, конечно же, любовь? Ведь что за жизнь без любви!
— Любви у меня еще не было. Не думаю, что могу себе это позволить. У меня есть определённые ожидания, но мне кажется, что пока никто не сможет их оправдать. Наверное, многие думают, зачем такая нужна, слишком творческая (смеётся). Для меня важна свобода.
— Это интересный поворот разговора. Что ты понимаешь под свободой — свобода действий, свобода мыслей?
Но ответа у Индиры на этот философский вопрос пока нет. Она предлагает компромиссный вариант.
— Скажу по-другому. Я хочу, чтобы мне позволили быть собой. Хочется рядом сильного человека, чтобы быть слабой.
Кажется, тут есть некое противоречие. Все-таки свобода, независимость и желание оставаться собой — все это, на мой взгляд, черты сильного человека. Как быть с этим — мы так и не договорились. Но идём дальше.
Индира окончила педуниверси-тет по специальности психолог-воспитатель и магистратуру по филологии. Но считает, что ей все же не хватает той языковой базы, которая дает полное филологическое образование.
Ей, молоденькой девчонке, было нелегко. Но она не сдавалась никогда. К своим 28 годам успела поработать судебным курьером, воспитателем в детском саду, заместителем директора студгородка общежития педуниверситета. С 2018 года — помощник режиссера в Дагестанском театре оперы и балета. Она хороший организатор. В театре контролирует работу разных цехов: декораторов, костюмеров, реквизиторов, следит за дисциплиной актеров. Но считает, что работа не должна мешать ее творчеству, отнимать слишком много ресурсов. Иначе она перестанет быть эффективной в поэзии. А добиться мастерства, а потом и признания и стать известным поэтом -главная цель Индиры.
— Считаешь, что тебя понимают читатели?
— Мне кажется, что сейчас я пишу сложнее, но чувствую, что понимают, что затрагиваю какие-то струны души.
— В чём твоя сильная сторона в творчестве?
— Я пишу о том, что знаю хорошо. Люди чувствуют, когда перед ними актерствуют, а со мной они понимают, что я искренна и говорю то, что думаю. Но мне нужен наставник. Я погружаюсь в тексты свои или чужие, но иногда не могу чего-то ухватить. Это как в чтении Корана: даже если ты можешь читать на языке оригинала, без наставника невозможно понять всего.
Остаться собой, найти выход на широкую публику, обрести друга и учителя — вот наши пожелания Иди-ре Зубаировой. Пусть сбудутся её мечты!