Ислам Казиев – достояние республики
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова продолжает свой просветительский проект «Национальное достояние республики», в рамках которого молодые посетители встречаются с известными людьми, внесшими большой вклад в развитие региона в области науки, культуры и других сферах.
Очередным гостем стал актер театра и кино, писатель, сценарист и режиссер, заслуженный деятель искусств РФ и РД, главный режиссер Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова Ислам Амашевич Казиев.
Герой встречи начал свой рассказ с воспоминаний о детстве, о том, как мама и учителя привили ему любовь к книгам, искусству и определили его актерскую судьбу. Рассказывая о школьных и студенческих годах, он перевоплощался в героев своих спектаклей, пародировал педагогов и друзей. С большим интересом присутствующие в зале посмотрели отрывки из художественных фильмов, где снимался Ислам Казиев.
Его ученики, которые в дальнейшем стали коллегами, – заслуженный деятель искусств России Скандарбек Даниялович Тулпаров, заслуженный артист России Байсолтан Камилович Осаев, народный артист Республики Дагестан Имам Магомедович Акаутдинов, член Союза писателей России, лауреат молодежной премии РД, заслуженный деятель искусств РД Багаутдин Анварович Аджиев – тепло и сердечно отзывались о своем старшем товарище как о великом мастере, известном не только в России, но и за рубежом. Отмечали, что образы его героев на экране и на театральных подмостках уникальны и неповторимы.
Душевная доброта, отзывчивость и желание всегда прийти на помощь ближнему – далеко не все качества, присущие этому творческому человеку. Если студенты актерского отделения Дагестанского государственного университета, студенты колледжа культуры им. Б. Мурадовой хорошо знакомы с творчеством режиссера, то для учащихся финансово-экономического колледжа, техникума дизайна, экономики и права эта встреча оказалась большим приятным подарком. Студенты активно задавали вопросы, на которые Ислам Амашевич отвечал с исчерпывающей полнотой и свойственным ему чувством юмора.
Педагог, заведующая кафедрой актерского мастерства Изумруд Алиева в своем выступлении рассказала, какую роль сыграл Ислам Казиев в ее судьбе. Много лет он работал над тем, чтобы все дагестанские театры пополнялись молодыми кадрами. Мастер скрупулезно выявлял у каждого студента творческий потенциал. Также в рамках встречи руководители проекта рассказали о важных этапах творческой биографии маэстро. Он снимался в фильмах нескольких киностудий, является заслуженным артистом Абхазии, его приглашали на Брехтовский фестиваль в Германию. В Турции не раз смотрели спектакли Кумыкского театра в его постановке. Да разве перечислишь все, что он воплотил в сценическом искусстве и на экране за полувековой творческий путь!
Впервые режиссер громко заявил о себе в конце 60-х годов, поставив на сцене Русского театра целую серию детских сказок. До этого он два года после Щукинского училища работал артистом Кумыкского театра. А в 1968 году, окончив режиссерский факультет ГИТИСа под руководством Анатолия Эфроса, приступил к режиссуре. Первые его постановки – «Четыре близнеца» (диплом I степени на фестивале болгарской драматургии), «Чинчирака», «Бочка меда», «Приключения Чанду». Режиссер устроил настоящий праздник для дагестанской детворы: спектакли были поставлены с выдумкой, ярко оформлены и блестяще сыграны. Как будто сговорившись, все стали величать Ислама Амашевича сказочником.
Однако сказки оказались увертюрой к основной тематике и жанровой структуре его постановок. И пошли одна за другой серьезнейшие пьесы разных авторов-современников и классиков. Так, были поставлены ставшие этапными «Итальянская баллада» и «Прошлым летом в Чулимске» А.Васильева, «Дуэнья», «Обвал», «Горянка». О них писали не только в газетах и журналах Дагестана, но и в «Советской культуре», «Театральной жизни» и в журнале «Театр». А «Горянка» Р. Гамзатова жила на сцене Русского театра более 10 лет, и возили ее на гастроли от Прибалтики до Дальнего Востока, получая самые теплые отзывы зрителей и критиков.
В 1974 году Ислам Казиев был назначен главным режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра. Используя опыт и творческие традиции, заложенные и утвержденные в коллективе первым профессиональным режиссером Дагестана, народным артистом РСФСР Г. А. Рустамовым, он не только развивает и обогащает их, но и закладывает новые художественно-эстетические направления и поднимает морально-нравственные проблемы. В свою очередь это приводит к открытию новых сценических форм и утверждению нового режиссерского почерка, выявлению неожиданных сторон и красок в актерских образах театра.
1970–80-е годы в творчестве Ислама Амашевича были самыми продуктивными и результативными. Его постановки «Материнское поле», «Сундук бедствий», «Что тот солдат, что этот…», «Медея», «Дуэнья», «Кровавая свадьба» и ряд других стали выдающимися событиями в театральной жизни республики, перевернувшими привычное представление о сценическом прочтении известных произведений драматургии.
Немалую роль в громком успехе и масштабности сценической интерпретации событий и образов пьес сыграло удивительное попадание в точку блистательно продуманной и содержательно оформленной, глубокомысленной сценографии талантливейшего художника, незабвенного Эдуарда Путерброта. Два творческих человека, жадных до экспериментов и философских размышлений над проблемами жизни и искусства, нашли друг друга и с удовольствием создавали горячие, неординарные спектакли, которые будоражили умы и сердца зрителей. Сегодня, в ситуации затянувшейся паузы в развитии современной драматургии, Ислам Казиев вновь взялся за перо и начал сам писать пьесу для своего театра. Он вновь стал чаще обращаться к классике и переводным пьесам. Его постановки последних лет «Человек из Ламанчи», «Дикарь», «Богатая женщина», «Эркеч Али», «Асият» с успехом идут на сцене Кумыкского театра. А кафедра актерского мастерства, которой он руководит более 15 лет на факультете культуры ДГУ, подготовила не одну смену молодых актеров для национальных театров Дагестана.