Историческому парку – «пять»!
Полдесятка лет работает в Махачкале один из самых крупных в стране исторических парков. «Пять» – заслуженная оценка его руководителю и коллективу, которые вместе добились устойчивости и востребованности новой и поначалу непривычной для обывателя музейной площадки.
А это действительно необычный музей. В качестве экспонатов здесь огромные сенсорные экраны, на которые можно вывести нужную информацию одним касанием пальца… Технология TouchScreen, мультимедийность, возможность составлять персональную программу знакомства с содержанием выставок делают комплекс привлекательным для посещения молодыми людьми, что очень важно для воспитания у них уважения к своей истории и познания мира.
Сегодня мы говорим с директором учреждения Тимуром Велихановым (на снимке) о его принципах и установках, личных профессиональных победах и неудачах и о многом другом.
– Мы знаем, Тимур Талибович, что в свое время вы становились победителем конкурса управленцев «Мой Дагестан», а три года назад были назначены директором Исторического парка «Россия – моя история». Для вас это первый такой опыт или ранее уже доводилось руководить?
– Я профессиональный историк, кандидат исторических наук. Работал и в школе, и в вузе. Считаю, что деятельность преподавателя самая что ни на есть руководящая: если ты не будешь в связке учитель – ученик номером один, работа не сложится. В студенческие годы занимался видеосъемкой и даже позже открыл свою фотовидеостудию. И там у меня был хороший опыт руководства, прежде всего в плане принятия ответственности за результат своей работы и моих сотрудников. Сейчас это проблема многих – люди с амбициями хотят занимать высокие должности, при этом во всем перекладывая ответственность на других. А я считаю, что умение держать удар и отвечать за свои действия и работу коллектива и есть главная характеристика руководителя. Здесь я на своем месте.
Еще работая в школе, понял, что без визуальности в преподавании истории не обойтись. Ну, а оказавшись в парке, могу сказать, что это просто прямое попадание в мое представление о том, как нужно давать историю – доступно и понятно для всех, используя современные технологические возможности.
– Вы ввели какие-то новые принципы работы?
– У нас федеральный проект и генеральная линия одна – популяризация истории. Как достичь максимального результата? Для меня важна инициативность сотрудников, их амбициозность, но в хорошем смысле слова. Не так, когда человек, не имея компетенций и навыков, стремится занять должность. Я руководствуюсь одним принципом: о работе руководителя говорят его результаты. Всё, что тут происходит, – мои достижения и провалы.
– А они были?
– Провал – это когда ты не дошёл до цели и одновременно затратил много ресурсов. Я бы сказал, у нас есть нереализованные идеи, что часто связано с недостатком материальных средств. И тогда мы понимаем: вот здесь нам нужен грант. Горячий пример: хотели сделать интерактивную выставку Фазу Алиевой, используя новые варианты подачи, но не случилось.
– Что самое сложное в вашей работе?
– Вообще самое трудное для меня – ничего не делать. Если говорить о работе в директорском кресле, то, наверное, ежегодная защита бюджета (смеётся). А если серьёзно, скорее так: нет сложных вещей, если вопросом заниматься. Знаю точно: всё, что делаешь, обязательно даст свои плоды. Сложно было научить сотрудников стратегически мыслить. Было непросто в коллективе поначалу, теперь мы уже на одной волне. И еще я в очередной раз убедился в том, что в плане реализации многозадачности женщины покруче будут. За собой, например, замечаю, что не всегда способен удержать все задачи в голове. Для систематизации работы и повышения ее эффективности мы ввели внутреннюю рабочую систему Битрикс.
– А что самое интересное?
– Развивать коллектив. Когда ребята проявляют инициативу, важно поддерживать их, создавать новые продукты – выставки, мастер-классы, брейн-ринги, тематические лекции. Кстати, до моего прихода были только обзорные лекции. Это когда посетителям в течение часа рассказывают о 20 выставочных залах. Приходилось объяснять сотрудникам, профессиональным историкам, что надо самим разрабатывать тематические лекции.
Одним из первых моих решений было создание отдела управления проектами и медиа. У нас есть сотрудник, который занимается только грантовой деятельностью. И такая работа обязательно принесет результаты.
– Каким вы видите будущее комплекса, есть ли у вас план развития?
– Стратегию мы строим исходя из нашей миссии – популяризация истории и культуры России и Дагестана посредством самых современных технологий и современной подачи. Но мы не просто объект культуры, музей, мы должны стать полноценным досугово-просветительским центром. Хотим, чтобы люди приходили сюда по выходным и проводили несколько часов. Это неправильно, когда, посетив обзорную экскурсию, люди уходят с ощущением незавершённости и в полной уверенности, что здесь больше нечем заняться.
Мы работаем над тем, чтобы сделать исторический коворкинг, тогда учителя обществознания, истории смогут приходить сюда по абонементу и проводить свои мероприятия.
– Насколько вы самостоятельны в плане постановки и решения стратегических задач?
– В части федеральных выставок и контента все парки страны едины, а в остальном у нас простора больше, чем у любого объекта культуры в Дагестане. Наша организационно-правовая форма – некоммерческий фонд. Это позволяет корректировать годовой план с учетом новых задач, что довольно сложно сделать другим учреждениям культуры, чей план утверждается в министерстве.
– Парку хватает денег?
– Фонд зарплаты стабильный, с содержанием объекта проблем нет, то есть наша повседневная деятельность вполне обеспечена. Если не инициировать какие-то новшества, не стараться делать что-то особенное, не привлекать новые инструменты, то жить можно. Но этого мало. Исторический парк это в первую очередь смыслы. У нас есть внебюджетные источники дохода. Проводим различные мероприятия органов власти. Иногда на безвозмездной основе, иногда платно. И мы предоставляем организациям свои помещения только в том случае, если мероприятие соответствует нашей уставной деятельности, нам ясны его цели и конечные результаты, очевидна его полезность для нас. Все внебюджетные средства идут на развитие проекта.
– Пять лет для организации довольно мало. Ваши личные достижения и достижения парка?
– Он стал значимым объектом культуры республики, о котором знает каждый. И если кто-то здесь еще не был, то хочет прийти. В этом году нас посетили уже 130 тысяч человек, в прошлом – 110 тысяч. Для меня важно, чтобы мы повышали эту планку и количество посещений росло с каждым годом. Изменилась и категория посетителей. Лишь половина из них наша традиционно целевая аудитория: учителя, школьники, студенты. Всё больше людей приходит, что называется, «с улицы». И это замечательно, ведь популяризация и сохранение исторической памяти не заключается в том, чтобы обслужить школы.
Я горжусь тем, что наш коллектив научился сам создавать интерактивные выставки. Первая такая экспозиция была представлена на молодежном форуме «Каспий-2021», в этом году мы сделали выставку, посвященную Герою России Нурмагомеду Гаджимагомедову. Ее посмотрели более 10 тысяч детей. К 100-летию со Дня образования ДАССР в мультимедийном зале прошла выставка, подготовленная нашими сотрудниками. Сначала в коллективе были страх и паника, что ничего не получится. Но справились. Главное – ничего не бояться, идти и делать.
«Дагправда» поздравляет коллектив Исторического парка с этой датой, а читателям предлагаем провести в этом комплексе один выходной день. Поверьте, вы вернетесь туда еще не раз.