«Истории», населённые людьми
Часовая мастерская на углу улиц Ленина и С. Стальского в Каспийске – это наполненный особым теплом и уютом уголок города. А все потому, что вот уже более 35 лет там работает известный мастер-часовщик Абдул Магомедов, который дарит вторую жизнь любым часовым механизмам, нередко чинит по просьбе горожан и бытовую технику. С недавних пор весь город и многие жители республики узнали и о другом его таланте. Как оказалось, в свободное от работы время Абдул Маммаевич (на снимке) – скульптор. Из глины, камня, бумаги и других материалов он создает мини-композиции, запечатлевая сценки из жизни своих земляков.
Родился и вырос он в Каспийске. В 1979 году, работая на комбинате бытового обслуживания в Махачкале, получил специальность мастера по ремонту часов и с тех пор трудится в родном городе. Десять лет назад, увлекшись творчеством, стал создавать трехмерные «театрализованные» сценки-макеты из жизни сельчан, знакомые по детству в родном Балхаре, а также мини-зарисовки из жизни каспийчан.
В этих трехмерных картинах Абдул Маммаевич выступает в разных ипостасях – скульптор, архитектор и сценарист. Но в первую очередь – как искусный мастер-миниатюрист, предельно точно и ловко воссоздающий многочисленные детали и элементы в своих предметных картинах.
– Все они населены людьми – от 2 до 10 героев, связаны некой «историей», они реально «живут», будто слышим их голоса. Их позы живы и подвижны, лица богаты мимикой и эмоциями. Картины-композиции – как кадры старой домашней кинохроники или фотоаппарата, – говорит о творчестве Магомедова известный искусствовед, директор Первой галереи, где впервые, к слову сказать, прошла персональная выставка работ мастера-часовщика, Джамиля Дагирова.
Несмотря на похвалу, которую он часто слышит в свой адрес в последнее время, художником себя не считает. «Я самоучка, бездельник», – говорит про себя Абдул Маммаевич. Но это, конечно, от скромности. Бездельником ни в коем случае нельзя назвать человека, который на протяжении нескольких месяцев может изо дня в день, тратя по многу часов, вооружившись лупой, создавать детали будущей мини-зарисовки из жизни родного города и родного села. Это прекрасное хобби – зов его души.
– С появлением телефонов часы уже мало кто покупает. У меня с каждым годом все меньше работы. Принесут пару часиков, я их починю, оставшееся время остается свободным. Ну что делать, надо же чем-то занять себя. Вот и нашел для себя развлечение, – говорит часовщик.
Вспомнив, как он, будучи у родственников в Балхаре – прославленном ауле керамистов, пробовал работать с глиной, постепенно начал лепить. Со временем все стало идти в дело. Увидел красивый камень – отложил, попался необычный высохший корень на берегу – убрал в загажник до будущих времен. Рекламные листовки, пластик, куски ткани, стекло… У мастера ничего не пропадает даром. Сюжеты для своих будущих работ он черпает из окружающей жизни.
– Гуляю, допустим, у моря и вижу рыбаков – делаю небольшой набросок, чтобы потом все воссоздать в глине. Или же поеду в родной Балхар, на годекане увижу сидящих чинно аксакалов. Как можно такое упустить? Или суетящихся во дворе хозяюшек. В общем, стараюсь максимально всё фиксировать, – делится секретами Абдул Магомедов.
Трудно перечислить все работы, которые перевел в объемные макеты мизансцен большого спектакля Абдул Магомедов. Вполне возможно, в будущем мастер начнет создавать свои собственные истории, сценографию, по которой театры будут ставить спектакли, «иллюстрировать» любимые произведения. А пока он просто творит.