История романа
На недавнем торжественном мероприятии, посвящённом 105-летию нашей газеты, была презентована новая книга журналиста «ДП» и писателя Джабраила Алиева «Люди с красными глазами». Исторический роман написан специально к 100-летнему юбилею канала имени Октябрьской революции. В августе этого года исполняется 100 лет с того долгожданного дня, когда по каналу пошла вода в засушливые низменные районы Дагестана.
За два года (1921-1923) дагестанцами был совершён поистине великий трудовой подвиг. Работая подручными инструментами, не имея никакой техники, кое-как одетые и полуголодные люди смогли за короткий отрезок времени прорыть канал протяженностью 150 километров.
Сегодня мы беседуем с автором романа Джабраилом Алиевым.
– Джабраил Мусаевич, как появилась идея написания этого исторического произведения?
– Откровенно говоря, идея принадлежит бывшему директору издательства «Эпоха» Гамзату Магомедовичу Гамзатову. Как-то в 2016 году мне в Москву (в то время я там проживал) позвонил кумыкский поэт Бадрутдин Магомедов и сказал, что Гамзат Магомедович ищет писателя, который смог бы написать повесть или даже роман о том, как строился в Дагестане канал имени Октябрьской революции.
Я на то время писал короткие сценарии о разных исторических личностях для московской частной студии. Через некоторое время, когда мой контракт закончился, я приехал в Махачкалу и встретился с Гамзатом Магомедовичем. И первый его вопрос был: «А ты действительно сможешь написать художественное произведение на эту нелёгкую тему?»
– Что вызвало его сомнения?
– Меня как профессионального писателя это тоже удивило. Но оказалось, что до встречи со мной некоторые литераторы и журналисты по просьбе Гамзата Магомедовича уже пытались писать про строительство канала, но то ли они не смогли, то ли не захотели, вопрос остался открытым. Видимо, поэтому он и во мне засомневался. Посетовал на то, что скоро исторической стройке 100 лет будет, но ни одного произведения на эту тему нет. «Как вообще такое может быть? Я удивляюсь, очень удивляюсь», – повторял он время от времени.
Я ответил, что написать повесть или роман можно, но прежде надо поработать в архивах. Он спросил, сколько времени мне надо для работы над этим произведением. Я ответил, что хотя бы год. Он согласился. Но работа растянулась на два года.
– У вас был какой-то план для работы над этой темой?
– Никакого плана не было. Я остался в Махачкале, чтобы писать роман. Потому что здесь, вблизи от мест тех исторических событий, всё располагало для работы, даже климат вдохновлял.
Но сначала дело шло вяло. Начинал работать и несколько раз браковал всё написанное. Вообще работа продвигалась тяжело. Тем более мне была дана своего рода установка: первое – чтобы произведение было художественным; второе – чтобы, наряду с вымышленными персонажами, были и реальные; третье – произведение должно быть динамичным и очень увлекательным; четвертое – чтобы присутствовала тема любви. Ведь и в то смутное время люди влюблялись и женились, а случалось, что и разводились. В общем, вечная тема. И пятое – чтобы это был не детектив, но элементы приключения обязательно должны быть. То есть условий было много.
Гамзат Магомедович периодически звонил и интересовался тем, как продвигается работа. Потом мы опять по его просьбе встречались и вновь обсуждали канву повествования. Обычно встречи проходили в помещении издательства «Эпоха».
– Во время работы не гложили сомнения неуверенности? Ведь всё-таки жанр крупного произведения требует держать в голове множество сюжетных нитей…
– Это интересный вопрос. Помню, Микаил Шихабудинов (тогда заместитель Гамзата Гамзатова) говорил мне, что если нет уверенности, то лучше не браться за эту работу. Я сказал ему, что если человек считает себя писателем, то он должен уметь создавать произведения любого жанра. Будь то роман, повесть, пьеса, очерк или рассказ.
В 2016 году я написал первую часть романа и отнес в издательство. Отдал рукопись литературному редактору. Через несколько дней редактор мне сказала, что ей понравилось произведение. Также свое одобрение высказал поэт Бадрутдин Магомедов. Он спросил: «Вторая часть романа будет такой же интересной?» Я ответил, что да. Тем более что во второй части планировалась кульминация и развязка всего повествования.
Весной 2017 года я завершил работу над романом. Вот только жаль, что не успел Гамзат Магомедович прочитать всё произведение целиком. Он очень хотел, если роман получится интересным, снять по его мотивам художественное кино. «Мы обязательно постараемся это сделать», – говорил он о своём желании.
Но пока до этого, к сожалению, дело не дошло, хотя замысел интересный. Думаю, что и фильм бы получился увлекательный.
К сожалению, при жизни Г. М. Гамзатова роман так и не был опубликован.
– Что же помешало этому?
– А вот не знаю. Я сдал рукопись и уехал в Москву, потому что заключил с другой частной студией договор на написание ряда небольших по объему сценариев. Надеялся, что в следующем году напечатают, но нет. В издательстве «Эпоха» роман так и не вышел.
– Зато теперь роман увидел свет в Издательском доме «Дагестан»…
– Да, и это очень радует как меня, так и наших дагестанских читателей. Вот и Председатель Правительства РД Абдулмуслим Мухудинович Абдулмуслимов сказал, что давно надо было написать такое произведение, где был бы показан героический подвиг дагестанского народа, который построил канал в неимоверно сжатые сроки. Такое не смог сделать ни один народ, проживающий тогда на территории Советской России. Похожая стройка была в 1930-е годы в Таджикистане, там тоже строили канал, но тогда уже была техника: экскаваторы и трактора, так что их труд никак не сравнить с подвигом нашего народа.
Именно поэтому в 1923 году Дагестан и был одним из первых в Советской России награжден орденом Трудового Красного Знамени.
– Очень хорошо, что это замечательное событие в истории дагестанского народа нашло своё воплощение в художественной литературе. Ваше произведение станет литературным памятником бескорыстному героическому труду наших земляков и примером для подражания молодому поколению дагестанцев. Дальнейших успехов вам в литературе!