Эффект красок
Теперь можно носить на себе произведения искусства и даже самим создать авторское произведение. Мода от кутюр и национальная одежда – понятия вполне себе совместимые. Национальная одежда – это уже не музейный экспонат. Ей самое время стряхнуть пыль старины и выйти в народ. Проявить себя в новой интерпретации.
Если к кардинальным переменам в стиле не готовы, но очень хочется внести неповторимости, надо обращаться к художникам. Несколько умелых штрихов, и – вуаля – привычная вещь заиграет новыми красками в прямом смысле слова.
Талантливые художницы Гулеймат Курбан-Адамова и Диана Гаджиева проводят мастер-классы по росписи на ткани, коже, замше. Несу к ним свое тряпье, пусть и меня научат. Меня, которая вообще рисовать не умеет и последние попытки делала в школе. Художники говорят, что к ним в основном такие, как я, и ходят. Главная цель – не стать великим художником, а самому расписать свою кофту, брюки или любимую сумку.
Если бы в их мастерской все лежало на полочках, это была бы уже не мастерская художника. Здесь как будто одновременно оказываешься в художественной галерее и мастерской. Каждая вещица словно дышит, а может, и дышит, в них вложено столько тепла и мыслей, что, если они в какой-то момент влезут в наш с художницами разговор, мы нисколько не удивимся. И еще здесь появляется полная уверенность в собственных скрытых талантах. – Всё ты можешь! – скажет Гуля, и мое внутреннее «я» воспрянет духом. Гуля – моя подруга, и я давно слежу за ее творчеством. И, признаться, она всегда находит, чем меня удивить. Хотя пейзаж остается главной Гулиной темой, она – многогранный художник. Еще она востребованный дизайнер интерьера, параллельно занимается декупажем – декорированием старой мебели, всяких предметов, словом, придает шик старым вещам, а теперь вещи расписывает.
– Появился спрос на эксклюзивные решения, будь то в дизайне одежды или интерьера, – вводит в курс художница. Заговорили о рисунках на одежде и о том, за чем обращается к художникам молодежь, и не только. В первую очередь меня волнует вопрос: насколько долговечны краски?
Мне известно, что некоторые художники используют для росписи масляные краски, но они долго сохнут, а здесь уже через несколько часов сумочка оказывается в руках у своей счастливой хозяйки. Из ответа я узнала, что используются специальные профессиональные краски. Все они отличаются яркостью, красотой, насыщенностью и стойкостью. Они не боятся даже машинной стирки, но лучше не злоупотреблять. В основном для росписи приносят сумки и кожаные изделия. Дети на мастер-классах сами наносят узоры, разумеется, под контролем мастера. И, конечно, рисуют актуальные во все времена розы. Гуля тоже рисовала розы и пейзажи, всё виденное и любимое до слез: горы, похожие в своей строгости на сельских аксакалов, море в разном настроении и… зелень, зелень, зелень. Я сказала, что картины художницы греют душу. Это не всё. В ее пейзажах есть магическая сила, они вовлекают зрителя в свои глубины. И мне кажется, что, войди я в них, смогу запросто дойти до селения, в котором уже была.
Сегодня передо мною свежая серия картин. Гуля написала высокие дома и накрыла их туманом, и я искренне удивляюсь цветам и оттенкам серо-сине-сиренево-голубого тумана. Как такое возможно?
– Быть смелыми, не бояться экспериментов, пробовать свои силы. При этом надо совершенствовать профессиональные навыки, набивать руку. Одного таланта, конечно, мало, – комментирует она. Да, сосредоточиться только на теме росписи по ткани просто невозможно, всё вокруг вызывает массу вопросов.
Вот, например, расписанные фарфоровые тарелки так и просятся ко мне в руки. Это работы Дианы Гаджиевой. Именно ей принадлежат знаменитые матрешки-марьяшки. Дагестанская женская народная одежда необычайно разнообразна по форме, материалу, художественной композиции и декору. В качестве выразительных средств использовались вышивки, аппликации, басонные изделия. Разрисовывая кукол, важно было соблюсти каноны народных костюмов. Приходилось немного стилизовать, увеличивать или уменьшать рисунок на головном уборе, но никак не искажать. А вот в одежде кулинок не много мелких орнаментов, поэтому переводить наряд на маленькую форму ей было нетрудно.
– У дагестанской женщины генетически выработан вкус. Посмотрите, как продуманы национальные костюмы, никто и нигде так красиво не повязывает платок. Даже если она его не носит, но всегда сумеет красиво повязать.
Говоря о модных нынче принтах, Диана Гаджиева отмечает, что часто приходят не только за цветами, но и за этническими мотивами.
– Человеку надо дать почву для творчества. Текстиль и кожа – идеальный вариант. Материал не имеет значения, правда, с замшей работать сложнее. Способ нанесения красок один, а способ закрепления иной.
– Уроки росписи можно найти в Интернете?
– Можно, но там не даются важные лайфхаки. Своим ученикам мы передаем все свои навыки и секреты мастерства. Прикоснется кисть к вещи, и она сразу меняет внешний вид, почти так же, как у Золушки.
– Краски раскрашивают нашу жизнь, – добавляет Диана Гаджиева.
– Давайте раскрашивать её только в добрые тона! – продолжила Гуля.
И я к месту вспомнила цитату из соцсетей: «Мир именно такой, каким ты его хочешь видеть! Если тебя что-то не устраивает, смени краски и нарисуй новую картину…».
От себя добавлю: «Хотя бы на сумке». Я в курсе, что один из самых дорогих художников мира Джефф Кунс выпустил серию роскошных сумок: он разработал дизайн клатчей, рюкзаков, объемных сумок для известного бренда, перенес на них полотна великих художников.
– Такой способ практикуется и у нас. Рисовали на мастер-классе вангоговскую «Звездную ночь» на сумке и его же цветы.
– Как вы думаете, за что любят Ван Гога?
– Ван Гог – эмоционально экспрессивный, и переносить его картины на ткань проще из-за отсутствия четких границ. Сегодня картины Ван Гога – в числе самых дорогих аукционных лотов. Высокие цены и на картины Марка Ротко. Глядя на них, думаешь: а что там рисовать, одни полосы и пятна. Нынче в тренде абстрактная живопись. Обычно интерьер украшают пейзаж, натюрморт или портрет себя любимого. Мы помогаем ученикам создавать свои авторские работы. У нас есть принципиальное желание – убежать от китча, пусть это тоже имеет место быть в искусстве. Только свободный человек не боится выделиться из толпы, и он независим от чужого мнения.
– В основном ведь знания у людей об искусстве поверхностные, и нельзя допускать чрезмерное погружение в китч, который характеризуется стремлением к созданию внешнего эффекта, без какого-либо внутреннего содержания, – рассказывает Диана Гаджиева.
Возвращаясь к теме «Вторая жизнь старых вещей», отмечает, что хорошо смотрятся и гипертрофированных форм рисунки. Для очередной коллекции Шамхала Алиханова художница рисовала этнические принты. А дагестанские мужчины всё же консервативны в плане одежды, хотя, если судить по их внешнему виду, они явно выбирают не тех кумиров. В свое время Пушкин сказал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…».