Эффект красок

Теперь можно носить на себе произведения искусства и даже самим создать авторское произведение. Мода от кутюр и национальная одежда – понятия вполне себе совместимые. Национальная одежда – это уже не музейный экспонат. Ей самое время стряхнуть пыль старины и выйти в народ. Проявить себя в новой интерпретации.
Если к кардинальным переменам в стиле не готовы, но очень хочется внести неповторимости, надо обращаться к художникам. Несколько умелых штрихов, и – вуаля – привычная вещь заиграет новыми красками в прямом смысле слова.
Талантливые художницы Гулеймат Курбан-Адамова и Диана Гаджиева проводят мастер-классы по росписи на ткани, коже, замше. Несу к ним свое тряпье, пусть и меня научат. Меня, которая вообще рисовать не умеет и последние попытки делала в школе. Художники говорят, что к ним в основном такие, как я, и ходят. Главная цель – не стать великим художником, а самому расписать свою кофту, брюки или любимую сумку.
Если бы в их мастерской все лежало на полочках, это была бы уже не мастерская художника. Здесь как будто одновременно оказываешься в художественной галерее и мастерской. Каждая вещица словно дышит, а может, и дышит, в них вложено столько тепла и мыслей, что, если они в какой-то момент влезут в наш с художницами разговор, мы нисколько не удивимся. И еще здесь появляется полная уверенность в собственных скрытых талантах. – Всё ты можешь! – скажет Гуля, и мое внутреннее «я» воспрянет духом. Гуля – моя подруга, и я давно слежу за ее творчеством. И, признаться, она всегда находит, чем меня удивить. Хотя пейзаж остается главной Гулиной темой, она – многогранный художник. Еще она востребованный дизайнер интерьера, параллельно занимается декупажем – декорированием старой мебели, всяких предметов, словом, придает шик старым вещам, а теперь вещи расписывает.
– Появился спрос на эксклюзивные решения, будь то в дизайне одежды или интерьера, – вводит в курс художница. Заговорили о рисунках на одежде и о том, за чем обращается к художникам молодежь, и не только. В первую очередь меня волнует вопрос: насколько долговечны краски?
Мне известно, что некоторые художники используют для росписи масляные краски, но они долго сохнут, а здесь уже через несколько часов сумочка оказывается в руках у своей счастливой хозяйки. Из ответа я узнала, что используются специальные профессиональные краски. Все они отличаются яркостью, красотой, насыщенностью и стойкостью. Они не боятся даже машинной стирки, но лучше не злоупотреблять. В основном для росписи приносят сумки и кожаные изделия. Дети на мастер-классах сами наносят узоры, разумеется, под контролем мастера. И, конечно, рисуют актуальные во все времена розы. Гуля тоже рисовала розы и пейзажи, всё виденное и любимое до слез: горы, похожие в своей строгости на сельских аксакалов, море в разном настроении и… зелень, зелень, зелень. Я сказала, что картины художницы греют душу. Это не всё. В ее пейзажах есть магическая сила, они вовлекают зрителя в свои глубины. И мне кажется, что, войди я в них, смогу запросто дойти до селения, в котором уже была.
Сегодня передо мною свежая серия картин. Гуля написала высокие дома и накрыла их туманом, и я искренне удивляюсь цветам и оттенкам серо-сине-сиренево-голубого тумана. Как такое возможно?
– Быть смелыми, не бояться экспериментов, пробовать свои силы. При этом надо совершенствовать профессиональные навыки, набивать руку. Одного таланта, конечно, мало, – комментирует она. Да, сосредоточиться только на теме росписи по ткани просто невозможно, всё вокруг вызывает массу вопросов.
Вот, например, расписанные фарфоровые тарелки так и просятся ко мне в руки. Это работы Дианы Гаджиевой. Именно ей принадлежат знаменитые матрешки-марьяшки. Дагестанская женская народная одежда необычайно разнообразна по форме, материалу, художественной композиции и декору. В качестве выразительных средств использовались вышивки, аппликации, басонные изделия. Разрисовывая кукол, важно было соблюсти каноны народных костюмов. Приходилось немного стилизовать, увеличивать или уменьшать рисунок на головном уборе, но никак не искажать. А вот в одежде кулинок не много мелких орнаментов, поэтому переводить наряд на маленькую форму ей было нетрудно.
– У дагестанской женщины генетически выработан вкус. Посмотрите, как продуманы национальные костюмы, никто и нигде так красиво не повязывает платок. Даже если она его не носит, но всегда сумеет красиво повязать.
Говоря о модных нынче принтах, Диана Гаджиева отмечает, что часто приходят не только за цветами, но и за этническими мотивами.
– Человеку надо дать почву для творчества. Текстиль и кожа – идеальный вариант. Материал не имеет значения, правда, с замшей работать сложнее. Способ нанесения красок один, а способ закрепления иной.
– Уроки росписи можно найти в Интернете?
– Можно, но там не даются важные лайфхаки. Своим ученикам мы передаем все свои навыки и секреты мастерства. Прикоснется кисть к вещи, и она сразу меняет внешний вид, почти так же, как у Золушки.
– Краски раскрашивают нашу жизнь, – добавляет Диана Гаджиева.
– Давайте раскрашивать её только в добрые тона! – продолжила Гуля.
И я к месту вспомнила цитату из соцсетей: «Мир именно такой, каким ты его хочешь видеть! Если тебя что-то не устраивает, смени краски и нарисуй новую картину…».
От себя добавлю: «Хотя бы на сумке». Я в курсе, что один из самых дорогих художников мира Джефф Кунс выпустил серию роскошных сумок: он разработал дизайн клатчей, рюкзаков, объемных сумок для известного бренда, перенес на них полотна великих художников.
– Такой способ практикуется и у нас. Рисовали на мастер-классе вангоговскую «Звездную ночь» на сумке и его же цветы.
– Как вы думаете, за что любят Ван Гога?
– Ван Гог – эмоционально экспрессивный, и переносить его картины на ткань проще из-за отсутствия четких границ. Сегодня картины Ван Гога – в числе самых дорогих аукционных лотов. Высокие цены и на картины Марка Ротко. Глядя на них, думаешь: а что там рисовать, одни полосы и пятна. Нынче в тренде абстрактная живопись. Обычно интерьер украшают пейзаж, натюрморт или портрет себя любимого. Мы помогаем ученикам создавать свои авторские работы. У нас есть принципиальное желание – убежать от китча, пусть это тоже имеет место быть в искусстве. Только свободный человек не боится выделиться из толпы, и он независим от чужого мнения.
– В основном ведь знания у людей об искусстве поверхностные, и нельзя допускать чрезмерное погружение в китч, который характеризуется стремлением к созданию внешнего эффекта, без какого-либо внутреннего содержания, – рассказывает Диана Гаджиева.
Возвращаясь к теме «Вторая жизнь старых вещей», отмечает, что хорошо смотрятся и гипертрофированных форм рисунки. Для очередной коллекции Шамхала Алиханова художница рисовала этнические принты. А дагестанские мужчины всё же консервативны в плане одежды, хотя, если судить по их внешнему виду, они явно выбирают не тех кумиров. В свое время Пушкин сказал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…».
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
