Эхо корней Хизри Асадулаева
Не достоин похвалы художник, который хорошо делает только одну вещь – нагое тело, голову, животных или пейзаж, ибо нет столь тупого таланта, который, обратившись к одной-единственной вещи, постоянно ею занимаясь, не сделал бы хорошо.
Леонардо да Винчи
Среди деятелей культуры и искусства нередко встречаются такие, которым тесно и неуютно в одном виде деятельности. Они тяготеют к синтезу видов искусств, постоянно находятся в поиске своего подлинного призвания, своей судьбы, своего творческого «Я». Трудная дорога творческих поисков отнюдь не разоружает их, а наоборот, вдохновляет на преодоление препятствий. Такие художники руководствуются мудрой пушкинской заповедью: «Самое возвышенное и самое смиренное желание – это желание изучить свой образец».
Эти люди, как правило, непоседы, неуспокоенные, справедливо считающие, что искусство, литература созидаются не только руками, не только умом, а прежде всего сердцем, и поэтому ищут во всём поэтическую суть.
К этой категории художников в полной мере относится и Хизри Асадулаев, разносторонне одаренный человек с широким диапазоном творческих проявлений – скульптор, живописец, график; кроме того, достаточно своеобразно проявляет себя и в музыкальном искусстве в качестве композитора.
Многообразное творчество Хизри – это сфера культуры многих народов. Какую бы ипостась не исповедовал творец, его чувства обострены, мысли оригинальны, в результате чего на первый план выступает личностное начало, в котором ярко ощущаются диалог и увлеченность, ведь именно в диалоге, споре, полемике с самим собой, жизненными проявлениями рождается истина. В психологическом отношении, как известно, духовные функции не расчленяются.
Для Хизри Асадулаева характерны не только визуальные, но и аудитивные виды искусства. Последние десятилетия властно приковывает к себе внимание его литературная деятельность, в частности поэтическая. Поэзия для него отнюдь не хобби, а жизненная потребность, вдохновение и смысл жизни. То, что Хизри обратился к поэзии, не удивительно, более того, естественно, ибо всё его творчество в изобразительном искусстве поэтично, лирично и возвышенно. Самое важное и самое ценное в ней – это особое состояние духа. Если поэтическое искусство не обладает свойством притягательности, магнетизмом, то в сущности нет и искусства. Дар притягивать и увлекать – свойство подлинного художника.
Любовь… Святая к поэзии любовь… Служение искусству с любовью, богатая палитра мыслей, идей, чувств, переживаний – вот тот арсенал, который использует в своем творчестве Хизри Асадулаев. И еще, разнообразие при высоком художественном исполнении – самое прекрасное свойство жизненных проявлений и творческой деятельности поэта. В его поэзии наблюдается стремление не к стилистическим изыскам, а наполнению содержания образной системы глубоким смыслом верности духу, философскому осмыслению жизни, безграничной любви к родине, женщине, природе, всему живому, как путь к духовному совершенствованию. Следует особо подчеркнуть одну особенность творческого облика художника. Сила воздействия восприятия его поэзии связана с высотой нравственного облика личности. Это олицетворение благородства, доброжелательности, задушевности, человечности… Огромное и самое благотворное воздействие на всю художественно-творческую деятельность Хизри Асадулаева и в первую очередь на поэтическую оказало неподражаемое творчество его земляка, одного из мудрейших людей ХХ века, талантливейшего дагестанца Расула Гамзатова.
Многоаспектность поэтического содержания, глубина профессиональных этических проблем, обогащение восприятия жизненных явлений и событий его литературной деятельности, несомненно, служат высоким образцом художественного поэтического творчества. Всё это особый мир, жизненная мудрость – рефрен, безграничность художника зиждется в постоянном и непрерывном самопознании…
По свидетельству выдающегося русского композитора И. Ф. Стравинского, «художник испытывает повелительную потребность в том, чтобы другие разделили с ним ту радость, которую он испытывает». Способность восхищаться, удивляться, радоваться – свидетельство свежести восприятия: душа поэта открыта для новых впечатлений. Поэтическое творчество Хизри – своеобразный духовный фундамент прошлого и настоящего времени с такими отличительными чертами, как гражданственность, лиризм, философичность и устремленность к афористичности. Он пишет стихи на родном каратинском языке. Великолепные его переводы стихов на русский язык замечательного поэта Анатолия Аврутина приобрели подлинно поэтическое звучание:
Раскрывается сердце, светлеет душа –
Каратинская речь, как весна, хороша.
Карата… Твоих слов неизбывный родник!
О моя колыбель, каратинский язык.
Поэзия Хизри Асадулаева пишется душой. В ней есть своеобразие, тонкость и неповторимость. А еще ясно и отчетливо ощущается народный дух, любовь к своему народу, и во всем этом слышится родная музыка, которая усваивалась на протяжении всей жизни, а истоки её в колыбельной матери.
Мощная борьба с самим собой и постоянный поиск той эфемерной хрупкой субстанции, именуемой как образ идеала, неуловимой жар-птицы – это все равно, как идти на свидание с горизонтом. Такова миссия и судьба любого деятеля литературы и искусства. Самое удивительное в человеческой жизни – это талант, новость, которая всегда нова, и любовь – великий художник, оберег сердцу, озарение духа, гимн красоте.
Нет сомнений в том, что поэтические страницы сборника стихов Хизри Газиевича Асадулаева «Эхо корней» станут достоянием широкого круга читателей, любителей поэзии и достойны самой высокой похвалы.