Этника с академизмом
Что такое предпремьерная пора, знают только люди театра. Это всегда волнение, граничащее со стрессом, какие-то мелочи (костюмы, обувь, декорации), требующие доработки, репетиции допоздна. Создатель балета в Дагестане, заслуженный артист России Муса Оздоев перед премьерой своего двенадцатого балетного спектакля на сцене Дагестанского театра оперы и балета нашел в своем плотном графике время, чтобы ответить на интересующие нас вопросы.
– В репертуаре театра несколько хореографических постановок на музыку Мурада Кажлаева «Имам Шамиль», «Горянка», «Любовь моя, печаль моя». Но этого явно недостаточно. Есть интересная музыка и у других дагестанских композиторов. Например, «Лезгинская рапсодия» Магомеда Гусейнова, которую я впервые услышал какое-то время назад, очень танцевальная, но она только на восемь минут звучания, а хотелось создать что-то большее. Позже познакомился с его «Дорогой на Фолфан» и тоже негласно включил в свою творческую копилку. Ну а когда он написал оперу «Шарвили», где я поставил танцевальные сцены, окончательно решил создать балет на его музыку. Но отдельные произведения надо было воедино «слить» музыкальными связками. Обратился к Магомеду Азизхановичу – сочинителю этой музыки, он оперативно написал вставки, и я приступил к работе, – начал свой рассказ М. Оздоев.
– А кто написал либретто к балету?
– Я и написал. Музыка, которую я выбрал, кроме того, что она танцевальная, не содержит страстей, пафоса. Скорее она лирическая, спокойная, пасторальная. Эта музыка продиктовала сюжет на тему любви, где встреча юных сердец, любовь, свадьба. Страстей в нашей жизни и без того хватает, поэтому хотелось, чтобы люди пришли в театр и отдохнули от суеты, проблем, увидели красивое действо, услышали лирическую музыку.
– А какие еще задачи вы перед собой ставили?
– В условиях жесткой экономии решил сделать спектакль в стиле минимализма. Простые, но красочные костюмы для группы девушек, и строго торжественные контрастные черно-белые краски для юношей. Сценография не загружена. Действующие лица балета «Рапсодия любви» – молодые люди, поэтому задействована молодежь труппы. Фабулу предстояло выстраивать, ориентируясь на мастерство исполнителей.
– Есть ли какие-либо новшества, что-то такое, чего раньше не использовали в своей хореографии?
– В сцене свадьбы хотелось показать торжество светлого чувства – любви, которая возносит человека. Решение подсказал… Марк Шагал. Помните его картину, где женщина горизонтально парит над городом? Вот и я попытался вознести невесту над участниками свадебной церемонии. В этом философский смысл любви – искренней, всепоглощающей, когда весь мир необыкновенно прекрасен.
Вот и имена героям «выкопал» из истории. Ведь эпос «Шарвили» рассказывает о древнем народе на Кавказе – албанах. А потому наш герой – носитель имени одного из албанских царей – Экнад (светлый, ясный), его возлюбленную зовут Эллера (народная). Поэтические имена, теперь уже не встречающиеся. Главных героев исполняют молодые танцовщики Осман Рустамов (ему всего 19 лет) и Евгения Калинтеева (она немного постарше).
– И как с ними работалось?
– У нас в труппе нет исполнителей с академическим танцевальным образованием. Хотя все дагестанцы лезгинку танцуют с детства, и народный танец у них в крови. Но в балете другой шаг, другой ритм, другая постановка корпуса, особые хореографические связки. Это совсем не те движения, которые они усвоили, в лезгинке ноги иначе работают. В балете не только мышцы по-другому задействованы, мышление другое, компьютер в голове другой, органика, координация – иные. Все это надо вырабатывать на репетициях. Предстояло народность соединять с академизмом.
– Судя по постановкам последнего времени, у коллектива это получается.
– Спасибо, мы очень стараемся. Вот и балетом «Рапсодия любви» мне хочется показать, что на дагестанском материале можно развивать собственную культуру, этнику совмещать с новыми веяниями, что это не привнесенное искусство, а свое, с современными веяниями, что мы можем развивать культуру сегодняшнего дня на базовой основе.