X
09:12 27.03.2018

Этника с академизмом

Что такое предпремьерная пора, знают только люди театра. Это всегда волнение, граничащее со стрессом, какие-то мелочи (костюмы, обувь, декорации), требующие доработки, репетиции допоздна. Создатель балета в Дагестане, заслуженный артист России Муса ­Оздоев перед премьерой своего двенадцатого балетного спектакля на сцене Дагестанского театра оперы и балета нашел в своем плотном графике время, чтобы ответить на интересующие нас вопросы.

– В репертуаре театра несколько хореографических постановок на музыку Мурада Кажлаева «Имам Шамиль», «Горянка», «Любовь моя, печаль моя». Но этого явно недостаточно. Есть интересная музыка и у других дагестанских композиторов. Например, «Лезгинская рапсодия» Магомеда Гусейнова, которую я впервые услышал какое-то время назад, очень танцевальная, но она только на восемь минут звучания, а хотелось создать что-то большее. Позже познакомился с его «Дорогой на Фолфан» и тоже негласно включил в свою творческую копилку. Ну а когда он написал оперу «Шарвили», где я поставил танцевальные сцены, окончательно решил создать балет на его музыку. Но отдельные произведения надо было воедино «слить» музыкальными связками. Обратился к Магомеду Азизхановичу – сочинителю этой музыки, он оперативно написал вставки, и я приступил к работе, – начал свой рассказ М. Оздоев.

– А кто написал либретто к балету?

– Я и написал. Музыка, которую я выбрал, кроме того, что она танцевальная, не содержит страстей, пафоса. Скорее она лирическая, спокойная, пасторальная. Эта музыка продиктовала сюжет на тему любви, где встреча юных сердец, любовь, свадьба. Страстей в нашей жизни и без того хватает, поэтому хотелось, чтобы люди пришли в театр и отдохнули от суеты, проблем, увидели красивое действо, услышали лирическую музыку.

– А какие еще задачи вы перед собой ставили?

– В условиях жесткой экономии решил сделать спектакль в стиле минимализма. Простые, но красочные костюмы для группы девушек, и строго торжественные контрастные черно-белые краски для юношей. Сценография не загружена. Действующие лица балета «Рапсодия любви» – молодые люди, поэтому задействована молодежь труппы. Фабулу предстояло выстраивать, ориентируясь на мастерство исполнителей.

– Есть ли какие-либо новшества, что-то такое, чего раньше не использовали в своей хореографии?

– В сцене свадьбы хотелось показать торжество светлого чувства – любви, которая возносит человека. Решение подсказал… Марк Шагал. Помните его картину, где женщина горизонтально парит над городом? Вот и я попытался вознести невесту над участниками свадебной церемонии. В этом философский смысл любви – искренней, всепоглощающей, когда весь мир необыкновенно прекрасен.

Вот и имена героям «выкопал» из истории. Ведь эпос «Шарвили» рассказывает о древнем народе на Кавказе – албанах. А потому наш герой – носитель имени одного из албанских царей – Экнад (светлый, ясный), его возлюбленную зовут Эллера (народная). Поэтические имена, теперь уже не встречающиеся. Главных героев исполняют молодые танцовщики Осман Рустамов (ему всего 19 лет) и Евгения Калинтеева (она немного постарше).

– И как с ними работалось?

– У нас в труппе нет исполнителей с академическим танцевальным образованием. Хотя все дагестанцы лезгинку танцуют с детства, и народный танец у них в крови. Но в балете другой шаг, другой ритм, другая постановка корпуса, особые хореографические связки. Это совсем не те движения, которые они усвоили, в лезгинке ноги иначе работают. В балете не только мышцы по-другому задействованы, мышление другое, компьютер в голове другой, органика, координация – иные. Все это надо вырабатывать на репетициях. Предстояло народность соединять с академизмом.

– Судя по постановкам последнего времени, у коллектива это получается.

– Спасибо, мы очень стараемся. Вот и балетом «Рапсодия любви» мне хочется показать, что на дагестанском материале можно развивать собственную культуру, этнику совмещать с новыми веяниями, что это не привнесенное искусство, а свое, с современными веяниями, что мы можем развивать культуру сегодняшнего дня на базовой основе.

Похожие

Потому что была музыка…

23
В эти дни Дагестанский театр оперы и балета отмечает 25 лет со дня своего основания. Вроде бы...

В путешествие с дедушкой Диснеем

23
Так уж сложилось, что дети, проживающие в горных районах...

Эта весёлая, добрая оперетта

65
Дагестанский театр оперы и балета с первого года своего...

Театр полон, зритель ждёт…

24
Год театра – это череда ярких мероприятий, и каждое из них...

Масштаб и красочность

48
Год театра в стране, объявленный указом Президента России и встреченный с энтузиазмом...

«Мы счастливы, что нашли своего зрителя»

30
Дагестанский театр оперы и балета в канун своего...

Слушаем классическую музыку

22
Национальный симфонический оркестр Театра оперы и балета под управлением дирижера,...

… И бурные аплодисменты

40
«Прекрасная Галатея» – это древняя и вечно юная история о статуе, оживленной силой великого...

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

105
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

12
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

95
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...