Как для взрослых, только лучше
В Новый год поющим и танцующим сказочным героям радуются не только дети. В Кумыкском театре перед началом новогоднего спектакля Дракончику, Бабе-яге, прелестным Зайчикам и Деду Морозу со Снегурочкой вместе с детишками аплодировали и руководство театра, и актеры, и все, кто пришел на премьеру «Кота в сапогах» в постановке Дениса Малютина, приглашённого московского режиссера. Праздник, начавшийся в фойе театра, продолжился на его сцене.
Предвкушение чего-то удивительного и радостного охватило сразу, как только увидела непривычный для дагестанского театра реквизит – ударные, гитару и синтезатор. На какой-то миг подумалось, что будем смотреть «Бременских музыкантов». Но нет. Это Денис Малютин предложил свою версию сказки Шарля Перро, придумав замечательный ход – на сцене установлена еще одна сцена, где и разыгрывается перед зрителями, маленькими и большими, поучительная история про ловкого Кота, доверчивого Короля и взбалмошную юную, но уже правильно расставляющую жизненные приоритеты Принцессу.
«Мне хотелось показать детям небольшой французский театрик, когда бродячая труппа разъезжает по городам со своими представлениями, устанавливая передвижную сцену на городской площади. Вот такие артисты заехали и к махачкалинским ребятам. Мы использовали приемы итальянской комедии дель арто, комедии масок и превращений. Мне кажется, яркий, динамичный театр интересен зрителю любого возраста. Работая над спектаклями для детей, я предполагаю, что на мои постановки смело можно идти семьями: они для зрителей от 4 лет и до 44 и выше. А для этого истории должны быть рассказаны весело, легко, задорно и стать узнаваемыми, для маленьких зрителей прежде всего», – говорит режиссер.
Литературная основа спектакля – текст Софьи Прокофьевой и Генриха Сапгира на основе их книги «Приключения Кота в сапогах и шляпе», инсценировка более чем 40-летней давности, но от этого не утратившая своей легкости и остроумия, да и актуальности тоже. Смешное, забавное переложение известного сюжета известной сказки – что еще нужно режиссеру, задумавшему удивить в очередной раз свою дочь. Да-да, Денис признался, что все свои спектакли он ставит для нее. Девочке уже 16, и она остается главным цензором всех работ папы.
Конечно, не считая маленьких зрителей в зале. Дети слушают, их взгляд прикован к сцене – спектакль удался, считает режиссер. А если они еще и активно участвуют в представлении, как зачастую им предлагают сами артисты в интерактивных постановках, то это просто здорово.
Особый драйв – музыка, причем в спектакле Малютина это не просто исполнение под «минусовку», а самый настоящий живой звук. Кстати, артисты Кумыкского до этого момента никогда не играли ансамблем, да и вообще музыкантами-инструменталистами их не назовешь. Но режиссер сотворил чудо: для зрителей выступает настоящий бродячий оркестрик.
«Грех было не воспользоваться тем, что актеры умеют петь, танцевать и быстро учатся органично звучать в музыкальном коллективе, – рассказывает Малютин. – О фонограмме речи не шло. Это было мое принципиальное решение. Театр должен быть живым и вызывать желание откликнуться на происходящее на сцене. Дети в зале пели с актерами и танцевали – значит, у нас все получилось».
Музыкальный материал спектакля – популярные в наши дни песни из узнаваемых и любимых детьми современных анимационных фильмов, переложенные на слова из текста инсценировки. Аранжировка Темирлана Хункерханова. Получилось очень мило и весело. А чтобы это выглядело именно так, проделана огромная работа. К тому же теперь артисты Кумыкского театра, задействованные в спектакле, могут составить не только актерский ансамбль, но и музыкальный.
Арсен Исаев (разбитной проныра Кот, напоминающий Боярского в «Трех мушкетерах»), Алибек Гаджиев (Жак-простак, обаятельный и простодушный), Бурлият Ибавова (Принцесса, лапочка-дочка, но девчонка с характером), Эльдар Магомедов (Король, умеющий посмеяться над собой) и Апенди Айнутдинов (Людоед, с которым не хочется расставаться) – герои сказки и они же актеры передвижного театра стали за время представления нам, зрителям, настоящими друзьями.
Нельзя не сказать о визуальной картинке спектакля. Художник постановки – известный в театральных кругах профессиональный сценограф Владимир Мартиросов, лауреат премий «Триумф» и «Чайка», оформлявший спектакли в «Современнике», Театре под управлением
О. Табакова, МХТ им. А. П. Чехова, «Сатириконе», театре им. Моссовета и многих других. На сцене Кумыкского театра царила созданная им атмосфера уличного представления с его простыми декорациями, имитирующими сцену с классическими шторками, из-за которых появляются и за которыми прячутся персонажи. Но картинка не была статична. Благодаря сменяющимся декорациям зрители попадали то в лес, то во дворец, а то оказывались рядом с его башнями.
Анастасия Мартиросова создала костюмы к спектаклю, направление этой работы задал сам режиссер. На его видение и театральный вкус без сомнения можно положиться. Денис Малютин – победитель всероссийских и международных фестивалей «Коляда-plays», «Золотой Витязь», «Славянский ковчег», «Театр-фест» (Болгария).
Итог творческого союза постановщика, сценографа, художника по костюмам, актеров – театральная работа, о которой можно с уверенностью сказать, что это профессионально и талантливо. Спектакль сделан на уровне, не позволяющем в нем усмотреть обычные приметы регионального национального театра.
Любимая современными режиссерами интерактивность была подана локально, дозированно, не заслоняя собой главное на сцене.
«Дети – весьма непостоянный зритель, удержать внимание ребёнка сложнее, чем внимание взрослого, – считает режиссер. – Нужно действие. Может показаться, что простое движение на сцене легче организовать, чем внутренние конфликты, скажем, в спектаклях для взрослых. Но это не так. Вряд ли можно завлечь детей обычными потасовками героев, к примеру. Сценическое действие должно быть основано на внутреннем действии, смысловом развитии сюжета».
Денис Малютин говорит, что вопрос детского театра очень актуален. Современная литература для детей стала другой, «более взрослой», что ли, отличной от книг нашего детства. Но чтобы получить отдачу, режиссер должен четко представлять, на какую возрастную аудиторию он работает, язык театра должен быть понятен, и усложнять его надо постепенно, в соответствии с возрастом зрителей, на которых он рассчитан.
«Кот в сапогах» в Кумыкском театре – несомненно, театральная удача.
«Я всегда говорю артистам: получайте удовольствие от того, что вы делаете на сцене, тогда и ваш зритель получит удовольствие от увиденного. А уж в сказке обязательно должно быть в хорошем смысле актёрское хулиганство», – говорит Д. Малютин. И трудно не согласиться с этими словами режиссера.
Театр всегда ждет своего зрителя, а самый благодарный и чуткий – это дети. Творить для них – особое счастье.
Марина Ахмедханова