X
10:52 25.11.2022

Кладовая резного камня

Уникальные образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы, представили в Национальном музее им. А. Тахо-Годи.

Основная часть коллекции была собрана в 1922–1924 годах Иосифом Абгаровичем Орбели (советско-армянский востоковед, общественный деятель, академик, специализировавшийся на средневековой истории Закавказья и руководивший Эрмитажем в Ленинграде с 1934 по 1951 гг.) и историком-кавказоведом, этнографом, археологом Расулом Магомедовым. Вниманию гостей представлены фрагмент опорного каменного столба одного из хунзахских домов, различные детали архитектурного декора с каллиграфическими надписями, с растительным или геометрическим орнаментом. А еще тимпаны и оконные комплексы с опорными колоннами из села Кубачи, декорированные плиты с сюжетными композициями, фрагменты опорных колонн и консолей, изваяния культового или архитектурного назначения.

Посетителям рассказали, что в с. Кубачи и близлежащих аулах в эпоху Средневековья (XII–XV вв.) существовала художественная традиция резьбы по камню. Эти памятники давно привлекают внимание исследователей.

Говоря об особенностях кубачинских рельефов и условий взаимосочетания изобразительных мотивов, академик И. А. Орбели отмечал, что, возможно, большинство этих рельефов «когда-то были обработаны мастерами для постройки одного, а вернее двух выдающихся дворцов какого-то местного феодала». Вероятно, они были частью своеобразного общественного комплекса в центре Кубачи, куда входили Общественный дом, пять мечетей (в том числе Джума-мечеть и женская), христианская церковь, чиннальский дом, древнее кубачинское кладбище, площадь Ханжилла (игровая площадь). В этом историческом узле и находилось большинство рельефов, так как не все из них относились именно к двум дворцам.

Как отмечают специалисты, Дагестан – один из крупных очагов петрографики на Кавказе, самые ранние образцы которых относятся к VIII – VI тыс. до н. э. Круги, спирали, лабиринты, кресты, треугольники… Изображены и сцены охоты, и военные действия, и ритуальные истории, можно увидеть также культовых животных (олени, бараны, туры). Всё это, по представлениям наших древних предков, оберегало.

Хранитель фонда резного камня Анна Самарская так описывает коллекцию:

«…Имеется камень из стенной кладки с изображением всадника с копьем. Львы и барсы в двухчастных и трехчастных симметричных композициях представлены во многих случаях сидящими с обращенными к зрителю головами. Трактованы они живо и выразительно. Сейчас у многих фигур отбиты головы. На четырехугольном блоке высечено в профиль идущее вправо хищное животное, фигура которого подвергнута декоративной стилизации. Волк у кубачинцев, как и у многих других народов, пользовался почитанием и в то же время его опасались. В Дагестане изображения птиц известны с очень глубокой древности. По-видимому, иконографическим источником изображения птиц на камне из селения Кубачи послужили произведения средневекового художественного ремесла. Один из резных камней стенной кладки декорирован изображением пары птиц, видимо, голубей, по сторонам «древа жизни».

В XII-XV веках наблюдается в Дагестане экономический и политический подъем, развиваются торговля и ремесленное дело.

– Именно в этот период камень становится основным строительным материалом, возросла и его декоративная значимость. Дагестанские мастера, владея всеми техниками графической и пластической резьбы по камню, используя местные традиционные, а также привнесенные, но переработанные на месте сюжеты и узоры, создавали не просто элементы для украшения дома, а подлинные произведения народного искусства, – рассказывает искусствовед Джамиля Дагирова. – Так, детали архитектурного декора: тимпаны, колонны, консоли, фризы, мемориальные плиты, вставки в стену – создавались практически по всему Дагестану с учетом местной стилистики и орнаментальных традиций.

Всё это относится ко второму периоду развития камнерезного искусства Дагестана XII – начала ХV века. Периоду зарождения локальных, этнически ярко выраженных материальных культур, формирования художественных ремесел.

Статьи из «Культура»

Срез времени

3
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

226
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

27
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...