Кладовая резного камня
Уникальные образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы, представили в Национальном музее им. А. Тахо-Годи.
Основная часть коллекции была собрана в 1922–1924 годах Иосифом Абгаровичем Орбели (советско-армянский востоковед, общественный деятель, академик, специализировавшийся на средневековой истории Закавказья и руководивший Эрмитажем в Ленинграде с 1934 по 1951 гг.) и историком-кавказоведом, этнографом, археологом Расулом Магомедовым. Вниманию гостей представлены фрагмент опорного каменного столба одного из хунзахских домов, различные детали архитектурного декора с каллиграфическими надписями, с растительным или геометрическим орнаментом. А еще тимпаны и оконные комплексы с опорными колоннами из села Кубачи, декорированные плиты с сюжетными композициями, фрагменты опорных колонн и консолей, изваяния культового или архитектурного назначения.
Посетителям рассказали, что в с. Кубачи и близлежащих аулах в эпоху Средневековья (XII–XV вв.) существовала художественная традиция резьбы по камню. Эти памятники давно привлекают внимание исследователей.
Говоря об особенностях кубачинских рельефов и условий взаимосочетания изобразительных мотивов, академик И. А. Орбели отмечал, что, возможно, большинство этих рельефов «когда-то были обработаны мастерами для постройки одного, а вернее двух выдающихся дворцов какого-то местного феодала». Вероятно, они были частью своеобразного общественного комплекса в центре Кубачи, куда входили Общественный дом, пять мечетей (в том числе Джума-мечеть и женская), христианская церковь, чиннальский дом, древнее кубачинское кладбище, площадь Ханжилла (игровая площадь). В этом историческом узле и находилось большинство рельефов, так как не все из них относились именно к двум дворцам.
Как отмечают специалисты, Дагестан – один из крупных очагов петрографики на Кавказе, самые ранние образцы которых относятся к VIII – VI тыс. до н. э. Круги, спирали, лабиринты, кресты, треугольники… Изображены и сцены охоты, и военные действия, и ритуальные истории, можно увидеть также культовых животных (олени, бараны, туры). Всё это, по представлениям наших древних предков, оберегало.
Хранитель фонда резного камня Анна Самарская так описывает коллекцию:
«…Имеется камень из стенной кладки с изображением всадника с копьем. Львы и барсы в двухчастных и трехчастных симметричных композициях представлены во многих случаях сидящими с обращенными к зрителю головами. Трактованы они живо и выразительно. Сейчас у многих фигур отбиты головы. На четырехугольном блоке высечено в профиль идущее вправо хищное животное, фигура которого подвергнута декоративной стилизации. Волк у кубачинцев, как и у многих других народов, пользовался почитанием и в то же время его опасались. В Дагестане изображения птиц известны с очень глубокой древности. По-видимому, иконографическим источником изображения птиц на камне из селения Кубачи послужили произведения средневекового художественного ремесла. Один из резных камней стенной кладки декорирован изображением пары птиц, видимо, голубей, по сторонам «древа жизни».
В XII-XV веках наблюдается в Дагестане экономический и политический подъем, развиваются торговля и ремесленное дело.
– Именно в этот период камень становится основным строительным материалом, возросла и его декоративная значимость. Дагестанские мастера, владея всеми техниками графической и пластической резьбы по камню, используя местные традиционные, а также привнесенные, но переработанные на месте сюжеты и узоры, создавали не просто элементы для украшения дома, а подлинные произведения народного искусства, – рассказывает искусствовед Джамиля Дагирова. – Так, детали архитектурного декора: тимпаны, колонны, консоли, фризы, мемориальные плиты, вставки в стену – создавались практически по всему Дагестану с учетом местной стилистики и орнаментальных традиций.
Всё это относится ко второму периоду развития камнерезного искусства Дагестана XII – начала ХV века. Периоду зарождения локальных, этнически ярко выраженных материальных культур, формирования художественных ремесел.