Купить PDF-версию
07:32 | 19 сентября, Чт
Махачкала
X
13:00 06.08.2024

Когда дело вяжется, или Свадебные бежтинские сапоги

Года три назад мне посчастливилось побывать в одном из самых прекрасных уголков нашей республики – в Бежте. Увы, время было очень ограничено, и я просто пробежалась «галопом по Европам». Ну что, скажите, можно увидеть за один день, особенно если учесть, что дорога в одну сторону занимает часов пять? Но именно тогда случилась в моей жизни просто судьбоносная встреча с прекрасной женщиной Ашурой Магомедовой.

Бывает так, что только познакомишься с человеком, а кажется, что знаешь его всю жизнь. Всего несколько часов общения, и я словно обрела родного человека. На прощанье Ашура сказала: «Сестрица, мой дом всегда открыт для тебя, приезжай, я буду ждать».

Мы часто общались по телефону, и каждый разговор заканчивался одинаково: «Когда приедешь?». И, услышав этот вопрос в очередной раз, я решила: всё, еду!

Дорога в Бежта

Я часто езжу по республике и красот повидала немало, но дорога в Бежта – это особая песня. Когда от восторга замирает сердце, когда слов просто не хватает, они заканчиваются, не родившись, потому что эпитеты и метафоры закончились. Здесь время замерло и остановилось.

Мы где-то на вершине, на уровне птиц и неба. И это одно из величайших человеческих достижений – возможность подняться так высоко: пешком, на машине, на самолете, чтобы созерцать весь огромный и великолепный мир сверху. Видеть его размах и весь объем. До самого-самого недостижимого горизонта. А еще вокруг горы. Это не гордые и величавые скалы, которые встречают тебя по дороге в Хунзах, например. И не плюшевые, какие-то уютные, что ли, горы Юждага. Эти горы особенные, покрытые хвойными лесами, оттого воздух просто пропитан запахом сосновой смолы и пихты.

Именно здесь и сейчас понимаешь, что горы дают возможность не только проверять себя, идти вперед, преодолевать, но и остановиться и погрузиться в созерцание. А через созерцание прийти к тем или иным мыслям, познать самого себя и, может быть, наконец-то найти ответы на кажущиеся неразрешимыми вопросы…

Встреча

Мою попытку познать дзен на вершине мира прерывает звонок: «Ну где ты, исси (сестра на бежтинском)? Я уже стол накрыла, жду тебя, жду. Может, случилось что?» – «Нет, дорогая. Просто остановились полюбоваться горами». – «Горы никуда не денутся. А хинкал и чуду стынут», – грозно говорит Ашура. С ней спорить нельзя. Она добрая, но очень строгая. Значит, вперед.

Навстречу машине бежит девчушка лет шести и на чистом русском языке спрашивает: «Это вы гости моей бабушки? Добро пожаловать!» Оказывается, к Ашуре на лето из Питера приехала дочь с внуками, и Фатимку отправили в дозор, чтобы не пропустила, когда из-за поворота появится машина.

Скрипят в руках спицы, оставляющие свой особый, присущий каждой мастерице узор, и ты словно переносишься в прошлое, когда те же песни пели их бабушки и плели те же узоры

Хозяйка встречает на крыльце объятиями. И сразу предупреждает: «В этот раз так быстро тебя не отпущу!» Ну что мне остается? Только сдаться на милость победителя. Пытаюсь объяснить фронт работ, которые наметила для себя. Но меня просто не слушают: «Успокойся, сестрица. Выдохни. Здесь спешить некуда. Это не ваш суматошный город. Всё успеешь».

За разговорами о житье-бытье и вкусным чаем из местных трав время идет незаметно. А вечером в дом спешат новые гости.

Мастерицы

Первой пришла Хадижат, близкая подруга Ашуры, с которой они дружат с первого класса школы, то есть больше полувека!

«Исси, к тебе, говорят, журналистка из Махачкалы приехала? Это та, которая про тебя еще статью написала в газете, да?» – «Да, она. Моя сестрица Сабина». – «Вы из нашей Ашуры звезду сделали. Мы всем селом газету читали. Она действительно самая лучшая. Умеет все организовать, людей собрать для хорошего дела, убедить, помочь. Я так не умею», – признается Хадижат. «Зато у тебя другой талант – ты вон какие чешки вяжешь, а я не могу», – перебивает подругу хозяйка дома.

«Не переживайте, я и про вас напишу», – включаюсь я в разговор. «Ой, да что про меня писать? Всю жизнь в школе работала. Теперь пенсионерка». «Подожди, сейчас ещё одна моя подруга придет, и про нее тоже напиши», – прерывает нас Ашура.

И тут во дворе раздается традиционное бежтинское приветствие: «Сидо!» Женщина, которая стоит на пороге, к встрече с журналисткой явно готовилась. Надела красивое бежтинское платье и старинные украшения. И в руках, как и у подруги, сумка с рукоделием «боъо».

Заира раньше работала кассиром в лесхозе, теперь тоже на пенсии. И тоже одноклассница и подруга детства. Как оказалось, они частенько собираются вечерами поболтать о своём, о женском, повспоминать детство и юность, рассказать друг другу новости. Или просто посидеть вместе за чашечкой чая, а иногда и бузы, и даже песни попеть. И все это под неизменное вязание. Это обязательный атрибут посиделок.

Здесь вообще все вяжут. И боъо есть у каждой уважающей себя хозяйки. Заира вяжет аж с пяти лет. Хадижат – со школы. Секреты мастерства постигали от своих мам, а те – от своих. Не зря на весь мир славились знаменитые бежтинские сапожки – гъака. Это такие вязаные джурабы с пестрыми голенищами – гъачо, верхней частью – мицо, подошвой – тIукъа и загнутым кверху «бежтинским носиком» – боой. Бежтинские сапожки в зависимости от орнамента были – повседневные, рабочие, парадно-выходные и даже свадебные.

Теперь их, к сожалению, никто не вяжет, но орнаменты сохранились в изделиях нынешних мастериц. Вот и мои знакомые со мной разговаривают, а вязать не перестают.

«Вы же даже не смотрите, вяжете. Как?» – удивляюсь я. «Мы их уже столько связали, что даже с закрытыми глазами вязать можем», – смеются женщины.

«Это летом у нас Швейцария, а зимой – Норвегия», – говорит Ашура. Да, природа здесь действительно суровая, даже летом по вечерам холодно, и беречь в тепле ноги многочисленного семейства – одна из главных задача женщин.

«Говорят, бежтинцы певучий народ. А вы можете что-нибудь спеть?» Я еще вопрос до конца не задала, а уже полилась в исполнении великолепного трио старинная бежтинская песня.

Скрипят в руках спицы, оставляющие свой особый, присущий каждой мастерице узор, и ты словно переносишься в прошлое, когда те же песни пели их бабушки и плели те же узоры.

Мои подруги одухотворены каким-то внутренним светом, а красота лица… Настоящие они. Такие всё реже встречаются в мегаполисах, когда в погоне за красотой женщины теряют свою индивидуальность. Здесь же, в глубинке, все еще знают цену слову и дружбе. Здесь нежданный гость – подарок Всевышнего. И за гостеприимство не назначена цена. Да что там, тут модное понятие «гостевой дом» не знакомо никому, потому что их не нужно открывать: каждый дом открыт для гостей.

Но что-то я загрустила, и хозяйка это поняла. «Так, – громко сказала она, прерывая песню. – Теперь мы из тебя бежтинку делать будем». – «Ой, а я вязать не умею». – «Если захочешь – научим, но я не об этом».

Ашура приносит длинное платье и платок, который носила еще ее мама, а ее «девочки» – подружки дарят мне творение своих рук – чешки и джурабы.

«Иди, переодевайся», – командует моя сестрица.

Ну, что сказать? Как по мне, так, как на корове седло, но они думают иначе. Что-то где-то подправили, что-то подтянули и вуаля – бежтинка лакского происхождения готова! Кстати, знакомые, разглядевшие фото в статусе, тоже заценили.

День второй

Хотя, нет. Прежде чем рассказать о событиях следующего дня, еще немного о дне первом. Знаете, куда меня спать уложили? На старинную кровать с пружинами и перинами, или как их еще называли в народе «николайзамановскими», теми самыми, на которых по несколько подушек друг на друге, покрытых кружевной накидкой. Вспомнили, да?

И хотя я честно проговорила: «На новом месте приснись жених невесте», снилась мне любимая работа, цейтнот и то страшное чувство, когда не успеваешь сдать статью в номер вовремя. Эх, видать так и буду я «замужем» за работой!

Дорога в Бежту – это особая песня. Когда от восторга замирает сердце, когда слова заканчиваются, не родившись, потому что эпитеты и метафоры закончились

А вот теперь плавно переходим ко второй части нашего пребывания.

«Сестрица, ты проснулась? Идем завтракать и пить кофе», – слышу я на веранде голос Ашуры.

Это для меня еще совсем рано – 6 утра, а для нее день уже в самом разгаре. На столе благоухает манная каша (с детсадовского возраста ее не ела), стоит домашняя сметана, ждет восхищений знаменитый бежтинский сыр. И кофе. С молоком и сахаром.

«Свой гуталин будешь дома пить. А у меня пей и ешь все полезное», – отвечает на мои робкие заверения, что по утрам я не завтракаю и только черный кофе без сахара пью, моя исси.

Позавтракала. Под ашуриным взглядом всё доела, как послушная девочка, и решила немного прогуляться по селу. Поняла: все-таки рано вставать – это здорово! Айда за мной, на экскурсию.

Бежта располагается вдоль реки Хзанор, среди сосново-березового леса. На ее территории встречается множество мелких и крупных минеральных источников – соленые, содовые, годные в пищу, а сероводородные, серне- бурожелезные, горячие – лечебные.

А еще это родина двух коренных народностей Дагестана – бежтинцев и гунзибцев. И хотя в общем относятся они к аварской группе, но язык совсем другой. Сказывается соседство с Грузией. До Тбилиси отсюда 80 км, а до Махачкалы – 270. Когда-то именно в Бежта располагалось вольное общество Капуча. Было оно одним из самых сильных на Кавказе, вольных и богатых, а бежтинцев называли капучинцы – «люди, носящие овчинные тулупы».

Но историю оставим специалистам, я буду рассказывать о селе глазами путешественника, короче, что вижу, то и пою (пишу).

Знаете, что особо бросается в глаза? Буйные заросли ромашек. Этот символ любви, семьи и верности буквально повсюду. Это не Бежта, а настоящая деревня Ромашкино из мультика. И, несмотря на раннее утро, жизнь здесь уже кипит. Вот несколько женщин с ведрами идут доить коров. Это, кстати, еще одна местная особенность – коров доят все вместе, потом также всем миром из собранного молока делают сыр и раздают готовый продукт по дворам, рассчитывая количество по тому, сколько буренок у хозяина.

Прохожие мне улыбаются и тепло приветствуют. И я улыбаюсь в ответ. Господи, вот же он, рай на земле! Лето, солнце, быстрая речка, ромашки и улыбающиеся тебе люди…

Романтика, это, конечно, хорошо, но работу никто не отменял. Меня же уже в администрации ждут.

Меня здесь все приветствуют как давнюю знакомую: «Не удивляйтесь, у нас все знают, что вы приехали. Это раньше на годекане люди новости узнавали, а сейчас у нас в соцсетях общая группа есть», – улыбаются селяне. – Что хотите увидеть?» – «Всё!» – «Ну, чтобы увидеть все, нужно не меньше недели». – «Так долго я задерживаться не могу. Увы! Посоветуйте мне, о ком из местных умельцев можно написать, о какой многодетной семье, о традициях и обычаях…» – «На все эти вопросы вам лучше ответит специалист из отдела культуры».

Специалистом оказалась Наизат Магомедова. Она сразу взяла меня в оборот, показала и рассказала столько всего, что это материал не для одной статьи.

Сейчас я хочу немного анонсировать, о чем будут наши материалы: о мастере, сумевшем создать изумительный портрет Расула Гамзатова из… пуговиц! О многодетной семье, прожившей вместе почти 60 лет. О знаменитом ансамбле «Бежта»… В общем, мне есть о чем рассказать, а вам будет что почитать. Следите за нашими публикациями.

А пока продолжу своё сегодняшнее повествование. Наизат решила рассказать о традициях и обычаях бежтинцев «на месте». У ее коллеги Лали родился племянник, и меня пригласили на обряд принятия нового человека в семью. Для этого бежтинцы готовят разные вкусности, приглашают гостей, но самое главное угощение – напиток «кьи». Его готовят не только когда рождается младенец, но и когда в дом приходит невеста, ведь по сути она в этой семье тоже «новорожденная».

Кьи – это горячий напиток из проросшей пшеницы – толокна и солодки. Его варят на медленном огне. На вкус что-то похожее на раф с урбечем. А еще на столе обязательно должна быть кукурузная каша – горо, в которую добавляют много-много масла и бежтинский молодой сыр. Ну очень вкусно! Каждый новый гость не садится за стол, пока не произнесет пожелания новому члену семьи, и только потом ему подносят кьи. Пожелала и я, чтобы новый человечек, пришедший в этот мир, был счастлив, жил под мирным небом, окруженный заботой и любовью близких, и когда-нибудь прославил свой род. А я, может статься, об этом напишу.

…Я пробыла в Бежте почти три дня. Возвращалась домой, наполненная впечатлениями, как коробок. И знаете, чему я научилась у бежтинцев? Жизнью надо восхищаться без ограничений. Не прятать эмоции, а жить в постоянном восторге.

Статьи из «Культура»

Семейные ценности через искусство

6
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

222
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Дарители красоты

109
Цирюльник, куафер, парикмахер, стилист по волосам… Как только ни называли этих...

Грузин, который считал себя дагестанцем

37
Грузинский актер Рамаз Гиоргобиани снялся в...

Хранители традиций соберутся в Дербенте

74
Лозунг «Сохраняя традиции, шагаем в будущее» –...

Поэт непростой судьбы

25
Если судьба сталкивает Магомеда Насруллаева с человеком неблагородным или даже подлым, то...

Мы будем помнить

53
В этом году Дагестанцы отмечают 25-летие разгрома международных бандформирований. В...

Старый город жив

144
Осенний сезон Театра поэзии открылся 3 сентября. Сразу несколько событий прошло в этот день в...

Возрождённый мир

57
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...