Когда в тишине кричит душа
Ногайский театр порадовал на днях своего зрителя премьерой – спектаклем «Лавина» в духе древнегреческой трагедии. Миф и реальность слились воедино, время и пространство теряет конкретные контуры. В такой атмосфере по задумке режиссера все самые ключевые мысли постановки должны сразу же считываться зрителем.
Новый спектакль театра поставлен по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу, написанной им в 2001 году. В своем предисловии автор рассказал о сути нового произведения так: «В селении, окружённом со всех сторон массивами гор, местные жители громко не разговаривают, не смеются во весь голос, иными словами, стараются не производить ни малейшего шума, потому что звуковые волны могут вызвать сход снежных лавин. Самое необычное в этой ситуации то, что опасность схода лавин сохраняется девять месяцев в году. И только три месяца эти люди могут кричать, стрелять из оружия, праздновать свадьбы, рожать детей… То есть могут выплескивать свои эмоции только три безопасных месяца в году. А что же им делать в оставшиеся девять месяцев? Не издавать ни малейшего звука и шороха, вести жизнь, полную волнений и страха».
Много лет все так и было. Однако привычный ход жизни героев нарушается, когда в период тишины у одной из жительниц села начинаются преждевременные роды. Вот здесь и идет противоборство трех поколений семьи. И только настоящая любовь разорвет эти цепи и изменит этот мир!
«Лавина – это не только природное явление. Может быть, это порождение страха в нашем сознании…», – размышлял автор пьесы и искал ключ, чтобы передать этот смысл художественным словом и средствами театра. Свою интерпретацию «Лавины» решил представить в Ногайском театре начинающий режиссёр Алимхан Джалалов.
Пьеса, по его мнению, является драмой-притчей. Тишина в постановке мнимая, ведь внутри каждого персонажа клокочут страсти и ждут своего выхода. И выход неизбежен. Каким он стал, и увидел зритель. И в финале решил, на чьей стороне правда – хранителей устава общины или тех, кто стремится к свободе. Также ближе к финалу зритель задумывается над тем, как важно не впускать страх в свою жизнь. Ведь неизбывный страх не дает дышать полной грудью героям постановки, не дает жить, как хочется, не дает радоваться, не дает появляться на свет детям. Внезапное происшествие в заурядной семье заставляет жителей сделать выбор – жить, как прежде, или отступить от суровых правил и посмотреть на жизнь иначе. По-другому на тему страха вместе с героями постановки должны по задумке взглянуть и зрители.