Куклы и их характеры
Завораживающий мир театра теней и оживших кукол, цирк и драма, огонь страстей и невероятный испанский колорит… Все это сделало незабываемым очередной день I Международного фестиваля «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС». Вниманию дагестанцев предстали лучшие постановки театральных коллективов Бразилии и Вологды.
Спектакль «Хрупкий» руководитель театра «Иллюзорио» из Бразилии Игорь Годинья Роша намеренно создал бессловесным. Постановка говорит со зрителем на языке символов, который понятен всем, в любом конце планеты.
Кроме насыщенной символики, спектакль с первого выхода героини на сцену запал в душу тем, что от мизансцены к мизансцене он не переставал удивлять сидящих в зале: действие построено на смешении разных театральных жанров – в синтезе театра кукол, театра теней, в органичном взаимодействии с цирковым искусством. Такой симбиоз созрел в результате долгого творческого поиска.
– Работа над этим спектаклем шла пять лет, – рассказывает Игорь. – Все это время мы искали идеальный микс, в котором бы жанр театра кукол органично соединился с другими направлениями искусства. В итоге мы нашли то, что искали, и рады представлять свою работу на замечательном фестивале в Махачкале.
Постановка не оставила никого равнодушным. Особенно поразило то, как кукла в руках актрисы жила словно своей жизнью. Рассказывая, за счет чего удалось достичь такого мастерства, актриса Мару Ривера отмечает, что совершенно неожиданно для себя открыла мир кукольного жанра.
– До знакомства с Игорем я год училась на дизайнера, потом еще два года в цирковой школе. Когда мы встретились и начали совместно работать, появилась идея соединить мой цирковой номер и этот спектакль. Где-то год ушел на то, чтобы я освоила работу с перчаточной куклой, – поделилась актриса.
– Наблюдая за тем, как вы с ней управляетесь, вижу, что она стала продолжением вас…
– О нет! Напротив, работая с куклой, я столкнулась с тем, что она совершенно не желает быть частью меня. Я – человек мягкий, спокойный, уравновешенный, а она, напротив, резкая, полная неожиданностей. У куклы свой характер, и вначале меня это даже немного пугало. Потом я решила позволить ей выразить себя, и тогда все пошло как надо.
Зрители по достоинству оценили работу бразильского театра, отметив многогранность постановки. Особый восторг спектакль вызвал среди коллег – актеров-кукольников.
– Постановка бразильского коллектива стала приятной неожиданностью для нас, – говорит артистка Даггостеатра кукол Екатерина Касабова. – В репертуаре нашего театра тоже есть моноспектакль, когда один актер играет на сцене, но здесь мы увидели высший пилотаж. Героиня играла и за куклу, и за себя и при этом еще работала на шесте. Прочитывался каждый взгляд, состояние души актрисы и куклы, и мы понимали, что испытывают героиня и ее персонаж. Всё делалось с такой легкостью и смотрелось настолько гармонично и волшебно, что нет слов. Такого результата можно добиться только благодаря каждодневному труду. Спектакль можно, без преувеличения, назвать настоящим мастер-классом для актеров-кукольников.
Вслед за бразильцами дагестанцев и гостей фестиваля «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС» удивили своим мастерством артисты театрального коллектива «Теремок» из Вологды. На малой сцене Русского театра гости республики представили свой лучший спектакль, удостоенный награды «Золотая маска» – «Кармен».
… Испания, солнце, лунная ночь, звездное небо, дорога, ОН и ОНА. Вечная история, которой не нужны слова. Яркий пластический рисунок в ритмах фаруки и фламенко, народные мотивы, переплетающиеся с гениальной музыкой Бизе и Щедрина, – все это делало спектакль незабываемым зрелищем.
– Постановка продемонстрировала высокое мастерство актеров-кукольников Вологды, – отметила театровед, кандидат искусствоведения Гулизар Султанова. – Спектакль настолько органичный, ансамблевый, всё в нем выстроено до мелочей. Там нет лишнего движения, слова, мизансцены. Отрадно, что мы встречаемся с такой великолепной драматургией. Спасибо за это нашему замечательному фестивалю.