Квинтэссенция духовной культуры
Сохранить языки – не так просто: слишком глубокие корни пустила глобализация, да такие, что даже на вскидку можно определить процентное соотношение носителей родных языков и тех, кто имеет самое отдаленное отношение к родной речи.
Так что же нам, современникам, смириться с надвигающейся катастрофой исчезновения уникальных языков? Что необходимо сделать, чтобы приостановить этот процесс? Вопросы эти трудные, болезненные, заставляющие учащенно биться сердце каждого, кто сознает, что языковая идентичность – составная часть культурного наследия древней земли и каждого народа.
Нужен ли нам закон о родных языках? Да, он не просто назрел, а взял за горло, слишком серьезная ситуация сложилась вокруг этого вопроса. И вроде дело сдвинулось с мертвой точки. Но разработчикам закона придется изрядно потрудиться, чтобы выработать такой закон, который учитывал бы интересы многонационального края. Пожалуй, труднее, чем дагестанским законотворцам, никому не было. Судьбоносный документ должен учитывать множество различных полярных факторов, в их числе издание качественных учебников, рабочих программ, по которым должны обучаться дагестанские школьники. Процесс этот должен носить конкретный характер, учителю необходимо так излагать материал, чтобы он не вызывал скуку, нареканий от родителей, считающих, что формальное проведение урока ни к чему, лучше заменить этот предмет на более востребованный.
Да, к сожалению, сегодня родной язык не выдерживает конкуренции с иностранным языком или информатикой. И пусть не выдерживает. Но он должен занимать свое место в образовательной практике и идти, если не вровень, так уж точно не отставать. У профессора ДНЦ РАН, лингвиста, эксперта Магомеда Магомедова на этот счет свое особое мнение. Он уверен, что внутренняя миграция создает предпосылки для забвения языков. В горах знание родного языка не подвергается сомнению, а местные жители являются носителями языковых традиций и, что немаловажно, думают на родном языке, да и преподавание родных языков в сельской школе носит не формальный, а обязательный характер. В городских же школах ситуация иная, изучению родных языков отводится второстепенное значение, а иные школы и вовсе стараются сократить число часов, выделяемых на их изучение. И ситуация складывается таким образом, что около 90 процентов учащихся городских школ не владеют основами речи. А ведь язык – квинтэссенция духовной культуры народа. Давайте задумаемся над этим.