Лучше с каждой ролью
Зрители знают его по ролям Аристарха («Энергичные люди» Шукшина), Жоржа Дандена и Скапена («Жорж Данден», «Плутни Скапена» Мольера), Хлестакова («Ревизор» Гоголя). В немой фигуре старика из драмы С. Касумова «Чёрный день» заслуженный артист РФ, народный артист Дагестана Садык Магомедов (на снимке справа) повествует о трагической судьбе своего народа в связи с переселением от родных очагов.
Убедительно он играл и хвастуна, тунеядца, лицемера Лабазана, угождая Осману, переходящему все дозволенные рамки приличия в «Горянке» Р. Гамзатова, трагикомического Филиберта в «Забавном случае» К. Гольдони. Мастерски представлял на сцене драматический образ Кутая в пьесе «Гарун Саидов» Б. Рамазанова и многочисленных героев интермедий.
На традиционном национальном театрализованном празднике «Интнил хьхьу» Магомедов – тамада, а также ведущий праздничных концертов, поэтических вечеров и юбилейных торжеств. В повседневной жизни и длительных гастролях – брат и друг старших, отец и опекун младших.
По мнению театральных критиков, свою главную роль Садык Магомедович сыграл в комическом и сатирическом репертуаре. Последний выход на сцену родного Лакского театра был в образе Мешеди Ибада в одноимённой музыкальной комедии У. Гаджибекова, ставшей его лебединой песней, ролью-мечтой.
Фото Амина Чутуева
– Не имея театрального образования, Садык покорил сцену, остался в памяти народной, сыграв более 100 разножанровых ролей, – говорил председатель Дагестанского отделения Союза театральных деятелей, художественный руководитель Кумыкского театра, народный артист России Айгум Айгумов, открывая торжественную часть юбилейного вечера, посвящённого 90-летию со дня рождения Садыка Магомедова. – Что может быть приятнее воспоминаний о друге, герое своего народа? Человек, выросший в детдоме, он, возможно, и не мечтал о профессии актёра, но судьба была предопределена. Его по праву можно назвать легендой театрального искусства. Я преклоняю голову перед этим артистом, гражданином, горцем, который восхвалял, любил свой народ, работал во имя его блага. Этой благородной миссии он следовал на протяжении всей жизни.
Во время концерта, в котором принимали участие популярные артисты республики, на экране транслировались редкие фотографии из личного архива «дагестанского Райкина» – так его называли театральные критики.
Трудно поверить в то, что у артиста, так умело игравшего на сцене роль счастливца, отнюдь не беззаботное детство, трудными были и молодые годы.
Фото Амина Чутуева
Сыну певицы и актрисы Баху Магомедхановой и революционера Магомеда Магомедова не исполнилось и 40 дней, когда от рук бандитов погиб глава семьи. После смерти супруга Баху осталась одна с тремя детьми. Как бы сложно ни давалась работа, сценическую деятельность она не прекращала.
В годы Великой Отечественной войны её отправили на рытье окопов на подступах к Махачкале. Во вторую такую поездку на трудовой фронт женщина тяжело заболела и скончалась. Так Садык с братом и сестрой попали в Кумухский детский дом № 21.
Артистические данные, что он перенял у матери, заметили педагоги во время кружковой работы. Его стали занимать в школьных спектаклях. Первой на профессиональной сцене была роль смышлёного и смелого Ивана Солнцева («Сын полка» В. Катаева). На премьере присутствовал человек, близкий Лакскому театру, редактор местной газеты Абулмуслим Гунашев. Поражённый органичностью молодого актёра, сразу после спектакля Гунашев выбежал на сцену и сказал: «Смотрите, сейчас на ваших глазах родился ещё один лакский актёр».
Несмотря на трудности Садык не терял присутствия духа. Он работал в театре и на театральной конюшне (ухаживал за лошадьми), скудным заработком делился с братом и сестрой, чтобы хоть как-то помочь в сложное, голодное время.
Фото Амина Чутуева
В те годы в Лакском театре работали известные артисты: Гамид Джалалов, Магомед Мусалаев, Исмаил Балуков, Шагун Ибрагимова, Шамсият Абдуллаева и многие другие. Школой актёрского мастерства для него стали их уроки, а также советские фильмы. Юноша впитывал в себя все краски и оттенки актёрской игры, креп от роли к роли. Театр сформировал его как личность, воспитал и вырастил яркого мастера сцены. И каждая последующая роль становилась ступенью к совершенству, которому, как известно, нет предела.
Популярность Садыка Магомедова росла, когда театр приезжал с гастролями в разные сёла. Всех волновал один вопрос: увидят ли они на сцене своего любимца?
В документальном фильме друга и коллеги Владимира Мещерина, который показали зрителям в ходе мероприятия, Садык Магомедович делится секретом успеха: «Я всегда прислушивался к народу, быстро схватывал присущие отдельным людям штрихи, жесты, интонации».
Долгое время он играл моложавых героев. Старики же в его исполнении были с молодым задором, спортивного телосложения, с лёгкой улыбкой и ироничным взглядом. С середины 1960-х годов и до конца своей жизни выходил на сцену и в образе восточного мудреца и простолюдина Моллы Насредина из комедии М. Курбанова, ставшей национальной классикой Дагестана.
С. Магомедов выделял в своём герое его детскую непосредственность, задиристость шута и философскую глубину мысли. Интересен и тот факт, что роль Моллы Насредина сегодня играет его сын – народный артист Дагестана, актёр Лакского театра Аслан Магомедов.
Садык Магомедович ушёл из жизни в 2005 году, оставив после себя богатое творческое наследие.