X
08:22 20.12.2019

Душа творца

Хатима Нисредова, Алик Абдулгамидов
Выпуск - 2019 №№338-339
338

Дагестанец Гаджи Курбанкадиев (на снимке), а в народе просто Гаджи-амузгинец, – талантливый мастер-оружейник, единственный кузнец на всем Кавказе, а возможно, и в мире, разгадавший древние рецепты своих предков-оружейников и теперь кующий по ним булатные клинки.

Кузница

Тах! Тах! Тах! Искры летят из-под молота длинными стрелами. Мастер, наклонившись над наковальней, монотонно стучит. Удар. Еще удар. Кажется, вот-вот эти искры ужалят нас. Но стук молота, огонь, брызги горячего металла завораживают.

В маленьком полутемном помещении стоит неперебиваемый гул кузнечной печи, а точнее, горна, и почти тропическая жара. Здесь, наверное, градусов сто. Жар буквально обволакивает, и через некоторое время возникает лишь одно желание — выбежать и глотнуть свежего воздуха.

А мастер, не поднимая головы и, кажется, не замечая гостей в кузнице, неистово бьет и бьет по раскаленному металлу. Потом останавливается, отводит заготовку в сторону, чем-то посыпает из полулитровой банки, после — прячет красный кусок железа глубоко в горне. На наших глазах огонь жадно глотает металл и, как бы сливаясь с ним, разгорается большим пламенем. Мастер, наконец, увидел нас.

Серая кепка немного сползла в сторону, по бордовым щекам и лбу, как наперегонки, бегут струйки пота, а на стеклах очков виден отсвет огня. Одна его бровь словно присела отдохнуть, другая, как у строгого преподавателя, несколько удивленно приподнялась вверх. Но вся строгость мастера на этой скрученной беспорядочной брови и заканчивается. Из-под очков он смотрит на нас устало, но очень добро, под его прожаренными пшеничного цвета усами прячется улыбка: кузнец рад принять у себя старых знакомых.

Слава о дагестанском оружейнике в последние годы буквально шагает по всему миру. Как признают знатоки холодного оружия, по качеству они ничем не уступают дамасской стали. Кинжалы, сабли и шашки мастера Гаджи сегодня хранятся в коллекциях политиков многих стран и выставлены в витринах музеев Европы и Америки. Из Германии, Чехии, Канады, Мексики, Японии – откуда только ни прибывают к нему фотографы, кинооператоры, репортеры и коллекционеры. Всем интересно узнать, как рождается знаменитый амузгинский булат. Адрес кузнеца – «Дагестан, мастер Гаджи…» — теперь на разных языках для любителей и знатоков холодного оружия звучит как пароль.

Но наш герой остается человеком на редкость открытым, добродушным и скромным. Лукавая улыбка сквозь порыжевшие усы, запачканные углем руки и лоб, легкая сутулость от сидячей работы и стоптанные ботинки на ногах. Встретив его на улице, вряд ли сразу поверишь, что перед тобой человек, чье имя за последние десятилетия стало, выражаясь современным языком, брендом.

Обменявшись традиционными приветствиями «Ассаламалейкум – Ваалейкум салам!», мы усаживаемся напротив кузнеца на старых деревянных табуретках. А мастер продолжает работу: срочный заказ поступил из Испании.

Гаджи сидит на стуле между горном и наковальней. В одной руке мастера небольшой молот, а в другой он клещами держит огненно-оранжевую заготовку, только что вынутую из огня.Тах! Тах! Тах! Ритмичные удары, и огненные стрелы снова летят во все стороны.

Рабочий стол мастера – наковальня. Вокруг нее на гвоздях висят инструменты кузнеца – молоты и молотки разных размеров, щипцы, зубила, напильники. Большой горн, построенный из красного кирпича, надрывно гудит и, кажется, вот-вот от напряжения развалится: кирпичи ничем не скреплены, они держатся друг за друга. Из окошка шумной кузнечной печи украдкой выглядывают сине-красные языки пламени и снова прячутся.

— У горцев есть поговорка: чтобы создать совершенное изделие, надо положить на наковальню кусочек металла, душу творца и терпение кузнеца, — говорит Гаджи, словно угадав наши мысли. И, не поднимая головы, продолжает ковать клинок.

В горячих стенах своей мастерской Гаджи провел многие годы. Здесь в каждом куске еще не обработанного металла он научился видеть будущее уникальное изделие.

— Для меня, как и для каждого мастера, клинки живые — они рассказывают мне о людях, которым будут принадлежать. В это трудно, наверное, поверить. Кто меня не знает, наверняка скажет: с виду, вроде, солидный кузнец, а сказки детские рассказывает. Но судите сами: иногда дело спорится — клинок варится легко, заточка и обработка идут быстро и чисто. Все как по маслу. Значит, человек, заказавший клинок, достойный. Бывает, конечно, и наоборот. А однажды случилось и вовсе небывалое — клинок сломался под молотом. Работа была отложена надолго. Я сильно расстроился — давно не допускал такого непростительного брака. Заказчик снова пришел через месяц с просьбой все-таки выковать кинжал. И снова сталь лопнула. Тогда я ему прямо сказал: «Извини, но клинок к тебе не идет, я не буду его мучить».

Мастер рассказывает нам о клинках, но иногда кажется, что говорит он не с нами: периодически замолкает, сосредоточенно смотрит на металл, подсыпает в горн уголь из мешка, потом лопатой поправляет его. Огонь от этого словно раздражается, нервно разносится мелкими искрами, а затем вновь соединяется в жаркое пламя и успокаивается. Мастер Гаджи смотрит в горн, на стеклах его очков — пламя огня. Видимо, этот огонь когда-то очень давно загорелся в сердце мастера, и только потом – в кузнице. Сейчас амузгинский мастер уже не представляет свою судьбу без этого родового ремесла: его дед и отец были известными оружейниками. Он теперь наследник древнего искусства. Если бы судьба не привела Гаджи крутыми тропами к горну и наковальне, жизнь его, как признается мастер, не имела бы смысла. Теперь свою мастерскую Гаджи называет храмом, и здесь у него свои неписаные заповеди.

Секретами амузгинской стали сегодня владею только я – мастер Гаджи Курбанкадиев, сын амузгинского кузнеца Курбанкади и внук известного когда-то на всем Кавказе мастера Куццы Магомеда. Но придет время, и меня не станет. И вместо меня должен прийти тот человек, который продолжит мой путь…

— Так сложилось, что я стараюсь от этих заповедей никогда не отступать, — говорит мастер. — Здесь, в кузнице, я никогда не курю. Перед началом работы читаю молитву. И самое первое, а значит, главное — нельзя здесь, у огня, не только ругаться, но и думать о плохом, недобром. Все дурные мысли мастер должен оставлять за порогом кузницы. И тогда работа пойдет.

Еще немного усилий, немного пота и немного времени — и обрубок железа в руках мастера наконец обретает завершенную форму. Его несколько часов ковали и калили, а теперь кузнец шлифует клинок на точильном колесе.

— Невозможно изготовить два совершенно одинаковых изделия, — говорит нам мастер, когда скрежет точильного станка затихает. — Каждый клинок своеобразен по форме. В создание каждого из них я вкладываю частичку своей души. Во всяком случае, я всегда стараюсь так поступать.

Когда самая сложная работа с будущим кинжалом завершена, мастер аккуратно кладет изделие на наковальню. Еще один короткий и резкий удар молотком, и на стальной поверхности клинка проявляется четкий рисунок — две сороки, соединенные клювами. Так кузнец помечает родовым клеймом каждое свое произведение. Это — знак качества мастера Гаджи.

Руки мастера осторожно ощупывают клинок, а потом глаза под светом лампы внимательно изучают матовую поверхность оружия. Что-то про себя проговорив, словно прочитав молитву, Гаджи протягивает нам кинжал. Тяжелый, теплый, таинственный. Держишь его в руках и, кажется, ощущаешь весь труд, который мастер в него вложил, чувствуешь какую-то магическую, сверхъестественную силу. Булат завораживает.

— Самая первая проба клинка — это проба на музыкальность, — возвращает нас в реальность Гаджи и берет изделие из наших рук, чтобы продемонстрировать, как он говорит, таланты своего детища. — Клинок должен звенеть. Он поет, слышите, «дзииин». Звон можно отрегулировать до «буууууум». Это получается за счет ширины канавок и узости перегородок. Мои клинки поют!

Волшебство! Еще теплый клинок действительно поет! Заказчик из испанской королевской семьи наверняка останется доволен работой дагестанского мастера!
Теперь, когда работа завершена, Гаджи дает себе передышку: вновь садится у еще разгоряченного горна, осторожно кладет на наковальню клинок и снимает очки. Сильные мозолистые руки он на время удобно устроил на коленях. Мастер готов к беседе.

— Как бывшему фотографу удалось заново открыть секрет амузгинского булата? — мы наконец осторожно задаем главный вопрос, ради которого сегодня пришли в кузницу.

На лице Гаджи усталость, но в глазах какая-то светлая грусть. Его взлохмаченные поседевшие брови неожиданно распрямились, стали похожи на крылья мудрой птицы, и кажется, она вот-вот взлетит. Видимо, мастер уже окунулся в свое недавнее прошлое.

— На сорок первом году жизни я сошел с ума. Бросил прежнюю работу, друзей и почти перестал выходить из дома. — Мастер тяжело вздыхает: воспоминания, видимо, даются нелегко. Позже мы, журналисты, поймем, что это была исповедь мастера — о своей непростой жизни, о судьбе древнего ремесла и о безнадежных, казалось бы, поисках тайны. Мастер Гаджи с нами, со старыми знакомыми, говорил искренне, без полутонов. Видимо, к откровенности располагало и место нашей встречи – кузница, которая стала для него храмом. – С раннего утра до поздней ночи здесь, в кузнице, я пытался понять: в чем же секрет знаменитого амузгинского булата? А тайна долго не открывалась…

Наш герой замолкает. В кузнице снова повисла тишина. «Гу-у-у-у-у-у» – лишь огонь еще играет в горне – последние предсмертные судороги еще недавно всесильного пламени. На часах — полдень, но атмосфера в кузнице становится вдруг по-ночному спокойной, какой-то лунной. Наверное, дело в лампе, что низко висит над головой мастера. Когда работа кипит, она яркая, как солнце, когда же стук молота затихает — бледная, как луна. Так и сейчас: желтый свет лампы-луны падает на наковальню, на еще горячие инструменты и свежий кинжал. Но на улице — ясный день. Через окно видно, как в саду под тяжестью плодов еле колышутся от ветра оранжевые рукава яблони. Тонкий луч осеннего солнца пробивается к нам через стекло и щекочет черного, словно от сажи, паучка в углу пыльного подоконника. Кажется, он тоже готов услышать нечто сокровенное…

«Скорее ишак на дерево залезет…»

— На сорок первом году жизни я сошел с ума. Признаки болезни, по мнению окружающих, были налицо: осунулся, глаза горят, постоянно думал о чем-то своем и не всегда реагировал на реплики знакомых. Потом и вовсе замкнулся, бросил прежнюю работу, друзей и почти перестал выходить из дома. Неожиданно для всех построил в своем дворе кузницу – там, по сути, дневал и ночевал.

Впрочем, как позже расскажут знакомые, несколько раз люди в те дни меня все же видели — в городском парке: я обходил высохшие деревья, стучал по стволам, гладил кору. Видимо, тогда я искал древесину на уголь для горна. А потом я, известный в Дагестане фотограф, и вовсе исчез. Люди что только ни думали обо мне. Республика маленькая, и какое-то время было много разговоров: что Гаджи безнадежно болен, что его бес попутал, что он сошел с ума. Скоро вокруг меня образовалась пустота: родственники и знакомые обходили стороной. А потом на несколько лет все меня совсем забыли.

Тогда я и взялся за дело всей моей жизни – за клинки. Очень хотел заняться важным для себя делом, но я не знал, с чего начать. Секреты мастерства изготовителей амузгинских клинков, как мне объяснили аксакалы и историки, были утеряны. В голове рой вопросов: как проводить плавку, каким должен быть состав сплава, при каких температурном и временном режимах получается лучшая закалка металла и, самое главное, — как выковать монолитный клинок из множества тонких стальных листов?

Сорт амузгинской стали исследователи называют «дамаск». Из исторических книг я знал, что дамасский булат получали кузнечной сваркой сплетенных в жгут стальных полос или проволоки с различным содержанием углерода. По рассказам стариков, «дамаск» амузгинцами ковался так же, как в Сирии и на Западе. Одни клинки мастера целиком делали из стального листа, другие – с железной сердцевиной. Железная болванка проходила в кузнице почти два десятка стадий обработки, прежде чем она превратится в хороший кинжал или саблю.

Наши мастера в прошлом могли изготовить и так называемый букетный дамаск, и звездчатый турецкий. Амузгинский булат обладал всеми качествами лучших стальных клинков Востока и Запада, а некоторые из них наши клинки превосходили по вязкости. Но это было в прошлом.

«Тайна ковки такового булата заключается в искусстве удара молотобойца и в чувствительности кончиков его пальцев, приученных ощущать наличие в стали трещин и непровара», — с лукавой улыбкой на мои расспросы отвечали старые кузнецы.

С раннего утра до поздней ночи работал в кузнице, переоборудованной из плотницкой мастерской отца, искал рецепты предков-кузнецов и пытался понять, в чем же секрет амузгинского булата. А тайна долго не открывалась.

Даже собственный отец, один из талантливых в прошлом амузгинских кузнецов, мою идею возродить древнее ремесло воспринял в штыки и назвал бредовой. «Сынок, одумайся, — говорил он. — Ну какой из тебя оружейник? Двадцать лет ты не поднимал ничего тяжелее своего фотоаппарата, а в 41 год вдруг решил взять в руки тяжелый молоток?!»

В той, прошлой, жизни было у меня, можно сказать, все — и деньги, и слава, и уважение. Но, знаете, все равно чего-то не хватало, в душе была какая-то пустота, которую я никак и ничем не мог заполнить.

Когда еще работал фотографом, часто ездил в Кубачи. На местном знаменитом комбинате златокузнецов был экспериментальный цех, где собирались все лучшие мастера. Вот туда к ним я и приехал в начале 90-х годов. На три дня. Это была одна из последних командировок. Любовался замечательными изделиями кубачинцев, фотографировал роскошные произведения и их творцов. Еще работали Расул Алиханов и Гаджибахмуд Магомедов – выдающиеся мастера-граверы, которые в совершенстве владели монтировкой, гравировкой, чеканкой и резьбой по кости.

Вечерами после рабочего дня гостеприимные мастера приглашали домой. За чашкой чая говорили о народных промыслах, о судьбе амузгинского булата. Когда я заговорил о возрождении оружейного ремесла, Гаджибахмуд Магомедов прямо сказал, что это невозможно, что это уже перелистанная страница: ни настоящего, ни тем более будущего у наших оружейников нет. Известный художник, конечно, признавал, что в прошлом были прекрасные амузгинские мастера, но это — в прошлом. А что есть сегодня?

В глазах мастера читалась печаль и некоторая неловкость из-за драматической судьбы моих земляков. Но Гаджибахмуд был мастером от бога и прямым человеком, не переносил лжи. «Конечно, на Востоке всегда лучшими клинками считали булатные. Говорят, выковывали из индийского булата клинки и на Кавказе. Но амузгинские клинки, амузгинская сталь в виде сварочного булата – чисто дагестанское искусство. Жаль, что судьба разбросала мастеров, искусство утрачено, молодежи неинтересно это древнее ремесло, — произнес мастер и после паузы с грустью добавил: — Амузгинцы потеряли связь друг с другом, с профессией… со своей землей…»

Амузги: тропою предков

Веками над Амузги струился дым кузнечных горнов и разносился стук молота. «Дети здесь рождаются с кузнечными инструментами в руках», — шутили старики. Панорама на Амузги открывается издалека сразу же, как входишь в ущелье. За последним поворотом – село как на ладони. Амузги расположено на выступе трехгранной скалы. Южная сторона его открыта, а с северной село закрыто крепостью. Крепостная стена, полукругом огибая село, вместе с оборонительными башнями делала Амузги неприступным. Стена была, как помню с детства, высотой в трехэтажный дом, но, говорят, раньше еще выше поднималась. Войти в село можно было только с верхних или нижних ворот. Открывались они с восходом солнца, а закрывались — с закатом. Так вот, после полуночи в село уже никого не впускали.

Название нашего аула «Амузги» историки чаще переводят как «три холма» или «треугольник». Но мне кажется, что Амузги означает «три грани». В честь трех граней клинка, то есть название произошло от нашего ремесла. История Амузги раньше писалась на полях Корана. И долгое время эта священная книга находилась в селе. Но во время трагических событий, когда амузгинцев выслали в Чечню, ее спрятали в одной из пещер села. Очевидцы рассказывали, что на ее страницах хранилось много сведений о быте, традициях и о мастерах-амузгинцах.

С древнейших времен в каждом доме в Амузги была кузница, а в ней — горн, раздуваемый вручную мехами. В нашем ауле были мастерские одной семьи, были мастерские тухума или рода. Старший мастер — им считался дедушка или отец — имел подмастерьями жену, детей. Трудились всей семьей, и каждый занимался своим делом. Жена — молотобоец, а дети, внуки и старики ковали, шлифовали, точили, калили и качали меха.

Разжигался горн с первыми лучами солнца, гас — поздно вечером. Работа, конечно, была очень трудоемкая: на выработку сабельного клинка уходило до десяти дней, но все делали на совесть. И каждый кузнец, используя маленькие хитрости и секреты, старался ковать изделие лучше соседа. Один мастер умел передавать различные оттенки стали, у другого хорошо получался рисунок «дамаска», а третий знал, как сочетать при сварке разные сорта металла. Разумеется, служили такие клинки вечно.

Час-другой сижу в одиночестве среди развалин у останков отцовского дома. Светит весеннее солнце, но мне что-то зябко, неуютно. Обидно за древний аул, за своих предков. Часы летели, а перед моим внутренним взором проносились светлые лица старых мастеров, огонь в кузне, холодный отсвет стали. Трудно объяснить, как все это появилось во мне, еще в детстве волею судьбы закинутом на чужбину. Я тогда еще не был влюблен в притягательный аромат горячего металла и никогда не держал в руках новый клинок. Видимо, проснулась генетическая память или то, что поэты называют памятью сердца.

В эти годы меня не покидало ощущение, что нужно к чему-то идти, что-то важное сделать, но голову словно сжимал тяжелый колпак, он мешал сделать этот решительный шаг. Так было до тех пор, пока я не пришел в кузницу и не разжег в горне огонь…

Возрождение ремесла

Сел я перед огнем, взял заготовку и положил ее в самый жар горна. Напряженно наблюдаю за печкой. Важно не проморгать нужную температуру. Когда заготовка нагрелись до ярко-желтого цвета, взял ее клещами из огня и большим молотком расковал в пластину. Когда достаешь, искры летят. Это как бы сигнал, что идет сварка, происходят выбросы. Любой другой не обратит внимания, ну мало ли — искры вылетают ведь вместе с огнем, но если нужный момент прозеваешь, смотришь – сгорела. Поэтому надо быть внимательным и точным.

При ковке металл быстро остывал, становился вишневым и неподатливым: тогда я снова перекладывал его в горн. А затем опять стучал молотом. И так много раз. Наконец металл превратился в пластину нужной толщины. Теперь мне предстояло приступить к следующей, очень важной операции. Снова взял клещи. Нагрел в горне откованный накануне клиновидный железный стержень и, положив на наковальню вместе с еще теплой пластиной, ритмичными ударами с разных сторон сварил их вместе. Скоро заготовка приобрела нужную форму, и я, вытянув молотом часть железа со стороны пяты, образовал хвостовик клинка – основу для рукоятки. Потом — закалка, заточка и шлифовка. Кажется, что-то получается. Боюсь сглазить удачу. Решил испытать новый клинок и нанес два удара молотом — изделие сломалось пополам.

Снова сел за наковальню. В горне 1200 градусов, в помещении — за сто. Эту температуру буквально осязаешь. Кажется, что плавится все вокруг, и ты сам. Через пять минут сосед, заглянувший из любопытства, выбегает из кузницы. А я продолжаю работать. Размеренно бью молотом по наковальне. Набираю в легкие раскаленный воздух и шумно выдыхаю в такт ударам. Вверх — вдох, вниз — выдох. Когда-то мои предки считали, что если кузнец собьется с ритма и неправильно выдохнет, то он просто сгорит изнутри. Во всяком случае, так мне рассказывал отец.
Спина болит, пот заливает глаза, рук почти не чувствую, но я продолжаю методично ковать очередной клинок.

Знаете, что было в первые дни самым трудным? Даже не жара в кузне, которая летом зашкаливала. С непривычки трудно было целый день держать молоток в руках. Уже через полчаса пальцы мертвели и молоток валился из руки. Поэтому первое время я привязывал молоток к руке кожаными ремнями.

От предков мне достался настырный характер, страстное желание освоить ремесло и маленький молоточек с родовым клеймом – знак качества мастера. На этом клейме изображены две сороки, летящие навстречу друг другу. Откуда это произошло я, к сожалению, не знаю. Возможно, мои предки избрали сорок своим символом за красоту их полета, за несравненный металлический отлив оперенья птиц или за энергичный и неунывающий нрав. Мне кажется, что взрывной, темпераментный характер гордых птиц очень близок к колючему характеру нашего рода Куццы.

«Можно носить чистые лохмотья, но нельзя показываться в обществе без головного убора и кинжала», — рассказывал мой дед об одном из главных принципов горского этикета.

Кинжал во все времена имел для горцев сакральное значение. Его дарили самым дорогим и почетным гостям и друзьям в знак глубокой дружбы, уважения и почитания. На нем клялись, как на священном Коране.

Вся история Дагестана, говорят, написана кинжалами и саблями. В этом, видимо, нет преувеличения. В горах оружие как самую дорогую реликвию передавали от поколения к поколению. И не случайно холодное оружие горцы называли белым, светлым — оружием чести.

Я часто говорю журналистам, что секрет знаменитого булата открылся мне во сне… Если честно, не знаю, что тогда произошло: я вдруг увидел себя со стороны, словно душа покинула тело. И вот я сижу, работаю, вот я скручиваю пластинки, потом несу их в огонь, и… вместе с этим железом я сам вошел в горн.

Я предполагаю, что это ритмичное и монотонное постукивание и ввергло меня в некое подобие транса. Так, наверное, бубен шамана вызывает к жизни тайны его подсознания. Как бы то ни было, в моем мозгу вдруг возникла ясная картина: я словно изнутри увидел структуру амузгинского булата и как-то сразу осознал, что повторить изделия моих предков я смогу лишь тогда, когда эта самая структура будет гармонично сочетаться со всеми параметрами клинка — его длиной и шириной, остротой лезвия, размером канавок, глубиной закаленного острия.

Когда пришел в себя, сильно испугался. Не знаю, сколько времени я пребывал в этом состоянии – полчаса, час, два, потому что в мастерской, кроме меня, никого не было.

Придя домой, я никому ничего не сказал. Думал, думал… Я понял, что до сих пор ошибался, потому что искал лишь часть, тогда как амузгинский клинок — это нечто целое. После этого случая у меня что-то перевернулось внутри, я понял, ЧТО должен делать. Как будто всю жизнь я жил под стеклянным колпаком и только сейчас вдохнул воздух, освободился от пут. Вернулся к работе только спустя неделю. Пришел, сел и сварил металл так, как видел. И получилось.

Одною тайной больше станет?..

За рассказами о славных мастерах-оружейниках, о легендарном селе и амузгинском булате незаметно пронеслись несколько часов. За окном заметно потемнело, в саду виднелись лишь тени деревьев, ветки устало свисали вниз. И где-то рядом с нами все еще витал дух описанных героев, слышался скрежет кинжалов и стук кузнечных молотков. В горне тлели последние угольки, а вместе с ними — и мысли о всеми забытом ауле, знаменитом ремесле. Мы молчали.

Над головой также светила лампа-луна, наш мастер смотрел в окно. О чем он задумался, что переживал – знает один Бог! Как раскрытая книга, наш друг Гаджи был искренен и откровенен, стараясь ответить на все заданные и незаданные вопросы. Словно исповедь, звучал его монолог. Да, именно исповедь…последнего мастера.

— Каково это — быть человеком, который на сегодняшний день является единственным амузгинским мастером в мире? – прерываем молчание в кузнице.

— Большая это ответственность — быть продолжателем традиций древних кузнецов-оружейников, — отвечает Гаджи после продолжительной паузы. — Ведь, несмотря на то, что до многого я дошел сам, секреты эти принадлежат всем амузгинцам. Я могу пользоваться ими, а вот распоряжаться — не имею права.

И в этих словах мастера мы не смеем усомниться: Гаджи не берет учеников со стороны и отказывается от предложений, связанных с созданием производства амузгинских клинков за рубежом. Ведь, как рассказывал наш герой, законы рода запрещают обучать ремеслу чужаков: древние секреты оружейников разрешено передавать только амузгинцам. А земляков осталось мало и еще меньше тех, кого прельщает тяжелая работа кузнеца. Старший сын давно покинул родной дом, интереса к кузнечному ремеслу он никогда не проявлял и занятие отца воспринимал скорее как хобби. Жили в доме у Гаджи и двое ребят-амузгинцев, пытались познать древнее ремесло, но нетерпеливые оказались: когда поняли, что это дело не одного года, ушли.

Гаджи Курбанкадиев сегодня — единственный амузгинец, продолжающий родовое дело! В Дагестане мастера-амузгинца знают все, гордятся им, при встрече говорят: «Дай Аллах тебе, Гаджи, прожить сто лет!». Но он знает, что ничто не вечно на земле. Не станет мастера Гаджи — может уйти и искусство Амузги. И в этом его самая большая боль.

— Конечно, не хотелось бы стать последним из могикан в этом древнем ремесле. Очень надеюсь, что этого не произойдет. У меня подрастает младший сын, Курбанкади, возможно, он и станет продолжателем родового дела.

Мастер рассказывает, что сын очень любит горы, с удовольствием едет с отцом в село. В родном Амузги мальчик был не один раз – все-таки родина. Отец очень хочет, чтобы сын видел и знал, как жили его дедушки и бабушки. Показал ему развалины, которые остались от дома, рассказал о кузнецах. Специально отправил его пешком: пусть ноги его немного поболят, пусть устанет, почувствует, в каких условия жили предки.

— Говорят, что на полях Корана в древнем Амузги было написано, что село умрет два раза — от болезней и злой силы. Но… два раза умрет и два раза возродится. Так, говорят, предначертано. Первое возрождение, мне кажется, было в 1958 году, когда в мертвое село вернулось несколько десятков семей. Три года прожили в Амузги, новое поколение амузгинцев появилось. Потом село назвали неперспективным, и нас снова изгнали. Я не знаю, может быть, возрождение еще будет, но сейчас в Амузги, кроме развалин древней крепости, ничего нет. Иногда мне кажется, что возрожденное мною древнее ремесло и есть новое рождение Амузги. Сталь рождается в огне, и Амузги, получается, возродилось в огне. И я очень хочу, чтобы моя малая родина не умирала.

— Атта (прим. авт.: на даргинском — «отец»), не пара ли домой? — В дверях появился большеглазый, пухлощекий подросток.

— О, Курбанкади, заходи, поздоровайся с гостями!

Мальчик, зайдя в кузницу и увидев, что отец не один, на мгновение смутился, улыбнулся, пожал мужчине руку. Это был тот самый Курбашка, о котором нам только что говорил Гаджи. Мальчика мы знали давно, как семейные друзья часто бывали дома у мастера, но сейчас почему-то с особым интересом смотрели на подростка.

Курбанкади стал разжигать горн. Он окунал руку в мешок, вынимал оттуда уголь и бросал его в печь. Горн начинал гудеть. Угольки засверкали, словно первые звезды на ночном небе, цокая и искрясь. Их становилось больше и больше. Наконец показалось пламя. В помещении стало теплеть, кузница посветлела.

Надо было немного разогреться и уже расходиться по домам. Мастер достал сигарету и вышел из помещения. Мы встали следом. Не отходя далеко от кузницы, Гаджи закурил. Дверь в мастерскую была открыта, и в прямоугольном проеме, как в рамке для фото, нам виделись горн, наковальня, огонь, а еще мальчик, который сел на отцовское место. По древним амузгинским законам, сидеть на месте мастера в его присутствии не разрешалось. Эти традиции, по-видимому, сохранились в этой семье, и младший сын был хорошо с ними знаком. Курбанкади, взяв в руки тяжелый кинжал с наковальни, изучал его. Гаджи сквозь табачный дым смотрел на сына, а потом гордо сказал:

— Секретами амузгинской стали сегодня владею только я — мастер Гаджи Курбанкадиев, сын амузгинского кузнеца Курбанкади и внук известного когда-то на всем Кавказе мастера Куццы Магомеда. Но придет время, и меня не станет. И вместо меня должен прийти тот человек, который продолжит мой путь… Сегодня я посвящаю в тайны ремесла своего сына и в свое время заветный молоточек с клеймом перейдет к нему.

Мастер сделал паузу. Он смотрел на мальчика и, кажется, думал о том же, о чём и мы: огонь в горне есть огонь в сердце наследника. И он уже горит. Именно Курбанкади продолжит дело отца согласно амузгинским традициям преемственности поколений. И пока горит огонь в последнем горне, будет жить древнее ремесло. Будут еще мастера. Но, не озвучив этих мыслей вслух, мастер, словно кому-то вдаль, сказал:

— Но если не будет последователя, одной тайной на свете станет больше.

Тах! Тах! Тах! Из кузницы раздался звук молотка…

P.S. Этот материал был подготовлен к 70-летию Гаджи Курбанкадиева, но оружейник не дожил до юбилея десять дней. Коварная болезнь не щадит никого. Прощай, Мастер!

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

165
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

60
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

4
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

18
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

134
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

24
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

79
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

26
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...