Математик, педагог, новатор
В наше неспокойное время не часто можно встретить человека высокого звания, увлеченного своим делом, у которого в приоритете приносить своему народу как можно больше пользы. Одним из таких людей можно назвать заслуженного учителя Республики Дагестан, кандидата педагогических наук Сефибекова Сефибека Рамазановича, который 58 лет неустанно трудится учителем Кашкентской средней школы Хивского района нашей республики.
Всю свою сознательную жизнь он рассматривает математику как средство развития интеллектуальных способностей школьников и приучает их к преодолению трудностей в своей жизни. На его уроках ученики стараются понимать математику как отражение трех сторон реальной жизни: количества, формы и отношений. За отвлеченными математическими знаниями он показывает учащимся пути слежения мысли за математическими конструкциями. Логичные математические рассуждения учащихся он пытается связать с мыслями, стилем мышления и жизненными планами своих подопечных.
Учитель не только стимулирует, поддерживает и направляет мыслительную деятельность учащихся, но и сам непременно следует по исследовательскому пути. Сефибек Рамазанович опубликовал более 150 научных статей в журналах «Математика в школе», «Квант», «Математика. Всё для учителя», «Фонд ХХI века», «Современный урок». Работая школьным учителем, он защитил кандидатскую диссертация на тему «Формирование элементов исследовательской деятельности школьников по математике на основе авторских разработок «За страницами школьного учебника», в которой обобщил свой опыт и обозначил перспективы реализации развивающей функции математики как учебного предмета. Сейчас он продолжает свою поисковую деятельность и готовит к защите докторскую диссертацию на основе опубликованной монографии «Психолого-педагогические условия развития математического образования старшеклассников в инновационной школьной среде».
Эта монография объёмом 172 страницы издана в Нижнем Новгороде в 2014 году.
В образовательных реформах, проводимых в России в последние годы, особое внимание уделяется инициативе педагогов в создании авторских идей, учебных курсов, инновационных методик и средств учебно-воспитательного процесса. Анализируемая монография является результатом такой инициативы и креативной самореализации учителя сельской школы, которая заслуживает поддержки и высокой оценки. В своей книге С. Р. Сефибеков убедительно обосновывает необходимость перестройки изучения математики с формально-логической структуры на раскрытие её развивающей функции. Свой инновационный подход и оптимистичность выдвинутой и реализованной в книге идеи он обосновывает анализом историко-педагогического, концептуального и инновационного аспектов развития математического образования. В результате такого анализа автор приходит к выводу о том, что в современных условиях недостаточно овладение формальными математическими знаниями, а необходимо направить математическую деятельность на мобилизацию внутреннего интенционального и интеллектуального потенциала каждого школьника для развития их мыслительных процессов.
Одним из более продуктивных аспектов такого подхода к изучению математики в школе С. Р. Сефибеков предлагает привлечение всех школьников к участию в свободно реализуемых и формально не аттестуемых элективных курсах. В этих целях он разработал и ряд лет реализует элективный курс «Решение математических задач методом поэтапного формирования и развития умений». Содержание курса основано на разработанном им новом уникальном методе последовательности при решении алгебраических и геометрических задач. В монографии этот метод представлен как в теоретическом обосновании, так и приложением к решению ряда практических задач по алгебре и геометрии. Анализ предложенного материала дает основание считать С. Р. Сефибекова креативным, увлечённым математикой и компетентным в области своей специальности педагогом и одновременно учёным–математиком. Такие качества учителя непременно становятся ярким примером для учащихся, будут стимулировать и поддерживать их инициативу, оперативность реакции и поисковые умения.
В монографии автор не только теоретически описал и обосновал подход к важности реализации развивающей функции математики, но предложил ряд рекомендаций к подготовке учителей к разработке и реализации свободных элективных курсов, значительно расширяющих влияние математики на общее развитие учащихся, профильных и непрофильных классов в школе.
Работая начальником отдела образования Хивского района, я лично знаком с инноваторскими идеями С. Р. Сефибекова. Его ученики являются традиционными участниками и победителями математических олимпиад, что можно считать результатом внедрения его идей в практику изучения математики в своей школе. Его старания и интеллектуальный потенциал заслужили внимание на разных уровнях управления образования, он является заслуженным учителем РД, почётным работником общего образования РФ.
Считаю, что монография С. Р. Сефибекова «Психолого–педагогические условия развития математического образования старшеклассников в инновационной школьной среде» заслуживает присуждения Государственной премии РД в области науки, а его инновационный опыт – распространения и внедрения в массовой школе республики.