X
10:13 22.03.2023

Математик, педагог, новатор

Абдулахад Нюдюрмагомедов, доктор педагогических наук, профессор ДГУ
Выпуск - 2023 № 62
68

В наше неспокойное время не часто можно встретить человека высокого звания, увлеченного своим делом, у которого в приоритете приносить своему народу как можно больше пользы. Одним из таких людей можно назвать заслуженного учителя Республики Дагестан, кандидата педагогических наук Сефибекова Сефибека Рамазановича, который 58 лет неустанно трудится учителем Кашкентской средней школы Хивского района нашей республики.

Всю свою сознательную жизнь он рассматривает математику как средство развития интеллектуальных способностей школьников и приучает их к преодолению трудностей в своей жизни. На его уроках ученики стараются понимать математику как отражение трех сторон реальной жизни: количества, формы и отношений. За отвлеченными математическими знаниями он показывает учащимся пути слежения мысли за математическими конструкциями. Логичные математические рассуждения учащихся он пытается связать с мыслями, стилем мышления и жизненными планами своих подопечных.

Учитель не только стимулирует, поддерживает и направляет мыслительную деятельность учащихся, но и сам непременно следует по исследовательскому пути. Сефибек Рамазанович опубликовал более 150 научных статей в журналах «Математика в школе», «Квант», «Математика. Всё для учителя», «Фонд ХХI века», «Современный урок». Работая школьным учителем, он защитил кандидатскую диссертация на тему «Формирование элементов исследовательской деятельности школьников по математике на основе авторских разработок «За страницами школьного учебника», в которой обобщил свой опыт и обозначил перспективы реализации развивающей функции математики как учебного предмета. Сейчас он продолжает свою поисковую деятельность и готовит к защите докторскую диссертацию на основе опубликованной монографии «Психолого-педагогические условия развития математического образования старшеклассников в инновационной школьной среде».

Эта монография объёмом 172 страницы издана в Нижнем Новгороде в 2014 году.

В образовательных реформах, проводимых в России в последние годы, особое внимание уделяется инициативе педагогов в создании авторских идей, учебных курсов, инновационных методик и средств учебно-воспитательного процесса. Анализируемая монография является результатом такой инициативы и креативной самореализации учителя сельской школы, которая заслуживает поддержки и высокой оценки. В своей книге С. Р. Сефибеков убедительно обосновывает необходимость перестройки изучения математики с формально-логической структуры на раскрытие её развивающей функции. Свой инновационный подход и оптимистичность выдвинутой и реализованной в книге идеи он обосновывает анализом историко-педагогического, концептуального и инновационного аспектов развития математического образования. В результате такого анализа автор приходит к выводу о том, что в современных условиях недостаточно овладение формальными математическими знаниями, а необходимо направить математическую деятельность на мобилизацию внутреннего интенционального и интеллектуального потенциала каждого школьника для развития их мыслительных процессов.

Одним из более продуктивных аспектов такого подхода к изучению математики в школе С. Р. Сефибеков предлагает привлечение всех школьников к участию в свободно реализуемых и формально не аттестуемых элективных курсах. В этих целях он разработал и ряд лет реализует элективный курс «Решение математических задач методом поэтапного формирования и развития умений». Содержание курса основано на разработанном им новом уникальном методе последовательности при решении алгебраических и геометрических задач. В монографии этот метод представлен как в теоретическом обосновании, так и приложением к решению ряда практических задач по алгебре и геометрии. Анализ предложенного материала дает основание считать С. Р. Сефибекова креативным, увлечённым математикой и компетентным в области своей специальности педагогом и одновременно учёным–математиком. Такие качества учителя непременно становятся ярким примером для учащихся, будут стимулировать и поддерживать их инициативу, оперативность реакции и поисковые умения.

В монографии автор не только теоретически описал и обосновал подход к важности реализации развивающей функции математики, но предложил ряд рекомендаций к подготовке учителей к разработке и реализации свободных элективных курсов, значительно расширяющих влияние математики на общее развитие учащихся, профильных и непрофильных классов в школе.

Работая начальником отдела образования Хивского района, я лично знаком с инноваторскими идеями С. Р. Сефибекова. Его ученики являются традиционными участниками и победителями математических олимпиад, что можно считать результатом внедрения его идей в практику изучения математики в своей школе. Его старания и интеллектуальный потенциал заслужили внимание на разных уровнях управления образования, он является заслуженным учителем РД, почётным работником общего образования РФ.

Считаю, что монография С. Р. Сефибекова «Психолого–педагогические условия развития математического образования старшеклассников в инновационной школьной среде» заслуживает присуждения Государственной премии РД в области науки, а его инновационный опыт – распространения и внедрения в массовой школе республики.

Похожие

Не просто город

66
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Праздник книги на берегу Каспия

72
Когда в 2012 году в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова...

Книга несёт добро

18
В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялся антитеррористический...

Ополченец из Гигатли

19
Трагические военные события 1999 года в Дагестане надолго останутся в памяти народа. Дагестан...

Книга о долге и чести

14
В Музее боевой славы им. В. Макаровой в рамках масштабной всероссийской акции «Ночь музеев»...

Герои моего времени

60
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

140
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

8
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

15
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

63
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

151
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...