Между небом и землёй
С детства Асхабали Гасанов (на снимке) любил слушать по радио песни Сайгидсалима Джамалудинова, Муи Гасановой и других исполнителей. В 1964 году в народном искусстве зажглась еще одна звезда с необычным именем Даку.
— Певец с незаурядным голосом и манерой исполнения сразу полюбился народу, и, конечно, я мечтал с ним познакомиться, – вспоминает Асхабали Гаджиевич, заслуженный работник культуры РД, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана». – В моем представлении кумир – это великан, недосягаемый человек. На самом деле или, лучше будет сказать, в моем случае все оказалось иначе.
Однажды Буйнакск облетела весть, что приедет выступать известный певец. Как раз в это время я учился там в СПТУ №1 на механизатора. Знаменитостью оказался Даку Асадуллаев. Он пел, играя на пандуре, и покоренная публика внимала ему, затаив дыхание. В этой тишине, казалось, можно было услышать писк комара. После выступления я поспешил за кулисы поблагодарить артиста за хороший концерт. «Ты пришел просить меня еще спеть?» – шутливо бросил он и протянул руку.
Можно сказать, с этого дня не только сбылась мечта, но и решилась моя дальнейшая судьба. В тот вечер Даку познакомил меня с моим будущим учителем – Нажмутдином Шейхмагомедовым (танцором «Лезгинки»), и я впервые в жизни увидел выступление канатоходцев.
После окончания училища вернулся домой, работал механизатором. Со временем мое знакомство с Даку переросло в дружбу. Он стал приезжать к нам на хутор, познакомился с моим отцом. В 1972 году, приехав в очередной раз с Нажмутдином, они привезли с собой канат.
– Ты выглядишь как трубочист, — сказал певец, увидев меня в рабочей одежде, и предложил сменить наряд на одежду пехлевана. Мы приехали сделать из тебя канатоходца и для начала во дворе установим канат.
Дав ценные указания, учителя уехали, а я остался один на один с натянутым посреди улицы тросом.
Отец мой был против.
— Зачем тебе это надо? Травмы бывают, опасно все это, – предостерегал он.
— Но канат перетянул меня на свою сторону, и я решил попробовать. Сделал несколько шагов – и ноги задрожали. Главное – перебороть страх высоты, говорил я себе, преодолевая расстояние в несколько метров над землей. В первый же день научился управлять центром тяжести тела. И страшно было, падал, снова взбирался на трос и снова шел, – вспоминает Асхабали.
Он быстро научился делать различные трюки: с тазом, колесом и даже с закрытыми глазами. Мастерство канатоходца заключается в том, как высоко он сможет подпрыгнуть на канате. Его обычный прыжок составляет два метра, а самый высокий трос, по которому он прошел, был натянут на высоте 11 метров.
— Ощущения, не сравнимые ни с чем. Кажется, ты паришь, как птица, забывая о страхе, а длинный балансир в руках, будто орлиные крылья, не дает тебе сорваться вниз. Когда выступаешь на канате шириной в 1 см, важно рассчитать все до миллиметра. В моей практике был случай, когда, прыгая, я чуть было не сорвался вниз, но вовремя сгруппировался и, ударившись спиной о канат, взлетел вверх еще выше. Перед глазами вся жизнь пронеслась за секунду, — делится мастер.
— В первые несколько дней уже можно понять, пойдет ребенок по канату или нет. Оптимальный возраст для обучения этому мастерству 10-12 лет. Хотя это индивидуально. Сегодня у меня есть талантливая ученица, которая в семь лет выполняет сложнейшие гимнастические трюки. Из 50-60 детей, пришедших в студию «Пехлеван», преданными да конца остаются 7-8. Досадно, что у ребят нет будущего в этом искусстве. Реализовать себя в республике, где нет цирка, они не могут. Поэтому либо расстаются с канатом, либо уезжают за пределы Дагестана. Один из моих учеников работает в Латвийском цирке, другой много лет прослужил в ансамбле танца «Лезгинка», – продолжает Асхабали.
И все же слава нашла своих героев. В прошлом году интерес к древнему искусству проявил Первый канал российского телевидения, пригласив Гасанова принять участие в телешоу «Старше всех».
— Сначала я долго отказывался, – вспоминает он, – редактор передачи не отставал, пришлось пообещать. И я начал готовиться после большого перерыва, связанного с травмой, полученной вовсе не на канате, а во время обрезки винограда: упал с 5-метровой высоты и поломал позвонок. «Про свою работу можете забыть», – вынес приговор врач, а я на третий день переворачивался в постели, а на 28-й встал на ноги, прошел несколько шагов. Если у человека есть сила воли, он способен на многое. В этом я теперь твердо убежден, – говорит пехлеван.
Выступление на той передаче вызвало у зрителей восторг, а Асхабали показал, что нет предела человеческим возможностям, когда есть ясная цель.
Много лет он со своими учениками принимает участие в международных, республиканских фестивалях «Горцы», «Каспий – берега дружбы», выступает на праздниках циркового искусства. Это стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры РД, Республиканского дома народного творчества. Выступление канатоходцев – представление с каскадерскими трюками под звуки зурны и барабана.
Их приглашают на гастроли. Были в Саудовской Аравии (Эр-Рияд). Как-то в Париже после выступления ему сказали: «Счастливый же у вас народ, который рождает таланты, от их мастерства дух захватывает».
Есть в жизни Асхабали еще одна страсть – поэзия. Со школьных лет он пишет стихи. Под его редакцией вышли книги на аварском языке «Узоры жизни», «Светильник любви» о Даку Асадуллаеве, Муи Гасановой. Его поэму «Преступление наказанием» высоко оценил народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.