Министр культуры – потомок Хаджи-Мурата

Ушел в историю двадцатый век с его революциями и страшными кровопролитными войнами, унесшими миллионы человеческих жизней. Все тяготы тех лет – голод, неустроенный быт, потеря близких и дорогих сердцу родных людей – легли на плечи наших отцов и дедов, матерей и бабушек.
Однако тяжелые годы еще больше укрепили лучшие черты дагестанского характера – мужество, стойкость, выносливость и неистребимую любовь к родной дагестанской земле. В эти же годы выросло и окрепло особое поколение руководителей, которое, к нашему большому сожалению, уходит из жизни. Эти люди не делали карьеру, не любили себя в Дагестане, а любили Дагестан в себе. Шли трудными путями, познав голодное детство, отсутствие родительской ласки, многие из них выросли в детских домах-интернатах, но это не ожесточило их сердец, а, наоборот, наполнило их безмерной любовью к своему народу, научило умению чувствовать его радости и беды. Ушло поколение одаренное, потрясающе талантливое, вклад в историю республики которого исчисляется гидроэлектростанциями, новыми промышленными и сельхозпредприятиями, школами и вузами, театрами и ансамблями.
А.Даниялов, М.-С.Умаханов, Ш.Шихсаидов, Ш. Исмаилов, Ш.Шамхалов и др. отличались простотой в обращении с людьми. Их любили, с искренней радостью встречали в колхозах и совхозах, на заводах и фабриках. Лейтмотивом жизни этих людей было служение родному Дагестану. Во имя этого они трудились день и ночь, не жалея себя, пренебрегая своим благополучием и здоровьем.
Сегодня, глядя на строящиеся дворцы и хоромы «новых» дагестанцев, поневоле вспоминается скромный быт наших бывших лидеров, для которых существовала другая система ценностей, другие приоритеты.
Вступившим в двадцать первый век, всем тем, кто в той или иной степени сталкивался с яркими личностями в руководстве нашей республики, трудно просто, без эмоций, без восторга говорить и писать о них, как будто их энергетическая аура до сих пор жива.
С таким восторгом вспоминают многие женщину, руководившую Министерством культуры в 60-е годы Изумруд Гаджиевну Губаханову.
Говорят, что дерево не может быть крепким, если у него плохие корни. Что касается предков, то Изумруд Гаджиевне здесь просто повезло. Она родилась в 1915 г. Ее мать Умухани была дочерью внучки легендарного наиба Шамиля, воспетого Львом Толстым, Хаджи-Мурата. Бабушка Залму была замужем за известным в Дагестане предпринимателем Якубом Исаковым, человеком необычайно добрым и гостеприимным, в доме которого гостили люди времени – Махач Дахадаев, имам Н.Гоцинский, Д. Коркмасов, М.-М. Хизроев, М.-М. Мавраев и другие. Отдав в пользу государства все свое богатство, дедушка Якуб жил на окраине Буйнакска в окружении своих внуков. До последних минут своей жизни Изумруд вспоминала любимого деда – «дада».
Светлую память берегла она и о своем отце Гаджи Алхасове. Он был одним из первых организаторов здравоохранения Дагестана, ближайший приятель Уллубия Буйнакского, активный член Просветительско-агитационного бюро, куда входили лучшие представители интеллигенции Дагестана того времени – Темирбулат Бейбулатов, художник Халил Мусаев, врач Хаджи-Омар Булач, его сестры и др. Сам, будучи выходцем из сел. Н. Казанище, Гаджи Алхасов приложил немало сил для организации медобслуживания в горах, в Андийском округе. Позднее, работая в Министерстве здравоохранения, он постоянно бывал в самых отдаленных уголках Дагестана. В одной из таких поездок в горы в 1928 году он погиб в аварии, оставив без средств к существованию жену и двух дочерей – 13-летнюю Изумруд и 11-летнюю Меседу. Жена Умухани поступила в медицинский техникум. Она позже вспоминала, что жили все тогда впроголодь. Немного позже Изумруд приняли на учебу в педагогический техникум г. Буйнакска, а маленькую Меседу, обладавшую замечательными вокальными данными, Татам Мурадов устроил в радиокомитет, и, хотя заработок был небольшим, это помогло выжить.
В педтехникуме в те годы Изумруд приобрела своих близких дорогих подруг – Сакинат Гаджиеву, профессора-этнографа, Марьям Самедову, Патимат Касимову, Марьям Нахибашеву и др. Сакинат Шихахмедовна часто вспоминала их годы совместной учебы и без слез не могла говорить о днях, когда не хватало хлеба, и почти всегда девочкам приходилось голодными идти на занятия.
Следует заметить, что педучилище тех лет было своего рода кузницей кадров молодой дагестанской интеллигенции. Руководил им Магомед-Мирза Губаханов, окончивший университет в Праге, куда он попал в эмиграцию вместе со своим дядей, офицером «Дикой дивизии». С помощью Д. Коркмасова, бывшего в те годы руководителем республики, его отцу удалось вернуть сына на родину, в Дагестан.
Окончившая педучилище хрупкая девушка Изумруд приглянулась брату директора училища – Айдемиру.
По линии своей матери Разият оба брата Губахановы были из потомков известного в середине XIX века в Дагестане Айдемира Чиркеевского — ученого и сподвижника ученого-лингвиста П.К. Услара. В семье Губахановых знание и учеба всегда были приоритетными, в доме была прекрасная библиотека, часть которой сохранилась до сих пор.
Поженившись, молодые уехали во Владикавказ, где молодой муж Изумруд поступил на учебу в известный своими традициями сельскохозяйственный Горский институт, а она сама — в педагогический институт на отделение биологии. Окончившему с отличием институт Айдемиру предложили продолжить обучение в аспирантуре. Уже была готова к защите диссертация, но мечтам не суждено было осуществиться. Война острием ножа прошла по семье Губахановых. В 1942 году Изумруд едет в госпиталь к раненому мужу, оставив детей на попечение близкой родственницы. По возвращении домой ее ожидает большое горе: умирает младший сын, а до этого супруги похоронили и дочь. Горе не покинуло семью. В июле 1944 года Изумруд получает с фронта извещение на мужа – «пропал без вести». Но горе не сломило молодую женщину. Работая учительницей, а затем и директором школы № 5, она отличилась необычайным трудолюбием, ответственностью за порученное ей дело. В марте 1944 года Изумруд Гаджиевну назначают на должность заместителя Наркома просвещения, и она переезжает в г. Махачкалу и забирает с собой младшую сестру Меседу с малолетней дочерью. Многие годы Изумруд опекает сестру, предоставляет ей возможность получить образование в Москве в Высшей школе пищевой промышленности. Позже Меседу Гаджиевна возглавила Министерство пищевой промышленности Дагестана.
В 1947 году Изумруд была назначена директором вновь созданного Женского педагогического института. Немало сил было потрачено на то, чтобы привлечь молодых горянок к учебе. Приходилось ездить в самые отдаленные высокогорные районы, беседовать, убеждать горцев в необходимости приобретения знаний. В первые годы девушек-горянок принимали на учебу без экзаменов. Студентки очень любили своего молодого директора, не забывали ее и после окончания учебы.
Начиная с 1953 года вся творческая жизнь Изумруд Гаджиевны была связана с организацией культурно-просветительских учреждений. Ее назначают начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Дагестанской АССР, а с момента организации Министерства культуры – первым заместителем министра культуры.
С января 1955 года Изумруд Гаджиевна — министр культуры. Следует отметить, что шестидесятые годы стали расцветом дагестанской культуры.
Только в эти годы в республике были открыты 102 сельских клуба и библиотеки, Табасаранский народный театр, два народных театра в г. Дербенте, Государственный даргинский театр в г. Избербаше, Республиканское культпросветучилище, художественное училище, новые киноустановки в сельских местностях, кинотеатры «Октябрь», «Россия» в г. Махачкале.
За годы работы министром культуры Изумруд Гаджиевны был создан замечательный ансамбль «Лезгинка», ее личное участие в организации этого всемирно известного ныне ансамбля отмечают некоторые бывшие руководители республики в своих мемуарах. О том, что И.Г. Губахановой принадлежала инициатива пригласить на роль руководителя и организатора танцевального ансамбля Танхо Израилова, отмечает Шахрудин Магомедович Шамхалов в книге «Дагестан: моя любовь и судьба». Он пишет: «Руководители Дагестана оказались в Москве, когда в столице проходила Декада искусства и культуры Туркмении… Выступление ансамбля проходило в зале им. Чайковского, и понятно, что дагестанцы были приглашены на концерт. Организатором приглашения была министр культуры Изумруд Губаханова, которая была знакома с Танхо и исподволь вела с ним переговоры о возвращении на родину.
По окончании концерта Танхо подошел к нам. Мы тепло поздравили земляка, а потом Даниялов пригласил Танхо, Умаханова, меня и Губаханову к себе в номер гостиницы «Москва». Тут и состоялся официальный разговор об обязательном возвращении Танхо домой и создании в Дагестане профессионального танцевального коллектива».
Большие проблемы возникли у дагестанского правительства с законным оформлением танцевального ансамбля. В Москве в создании его отказали, обосновав это тем, что в Дагестане был уже один ансамбль. Руководство Дагестана сделало все, что было возможно в этих сложных условиях. Молодой ансамбль стал получать финансовую поддержку от руководства Совнархоза, многие танцоры получали квартиры в лучших, престижных домах Махачкалы. Проблема легализации «Лезгинки» дорого обошлась Изумруд Гаджиевне. Она получила не один выговор, но упорно настаивала на своем – «Лезгинку» нельзя распускать, и это она горячо доказывала на всех правительственных уровнях в Москве и Махачкале.
«Здесь следует указать, – пишет далее Ш.М. Шамхалов, – за время своей работы на посту министра культуры И.Г. Губаханова всячески способствовала развитию творческих сил республики, особенно созданием национальных студий при лучших театрах страны, открытием художественного и культурно-просветительского училищ».
В те годы наиболее талантливые молодые люди были отобраны для обучения в национальных студиях при лучших театрах Советского Союза. Аварская студия обучалась в г. Тбилиси, славного своими театральными традициями, кумыкская студия — в Щукинском училище г. Москвы при театре им. Вахтангова, даргинская – в г. Ереване. До сих пор вспоминают студийцы как свою вторую маму Изумруд Гаджиевну. Директор Аварского театра Хабиб Гаджиев вспоминает о своих студенческих годах в театральном институте г. Тбилиси и министре культуры Изумруд Гаджиевне Губахановой, которая опекала молодых талантливых студийцев. С теплотой вспоминают о ней музыковед Манашир Якубов, композитор Магомед Касумов.
В своем недавнем интервью газете «Новое дело» всемирно известный композитор Мурад Кажлаев с восторгом вспоминает 60–70-е годы как блистательную эпоху расцвета дагестанской культуры и с восхищением пишет о министре культуры Губахановой.
Огромный труд лег на плечи Изумруд Гаджиевны в связи с подготовкой к Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве в феврале 1960 года. В это время значительно активизировалась работа театров, творческих коллективов, коллективов художественной самодеятельности. Целыми днями, иногда по позднего вечера проходили репетиции. В Махачкалу были приглашены профессионалы и консультанты. По инициативе министра культуры И. Губахановой был приглашен известный художник Н.Лаков. По его эскизам для танцевального ансамбля «Лезгинка» были заказаны костюмы в мастерской Большого театра. Национальные театры тщательно готовили новые постановки, а консультантами были режиссеры из Москвы.
Декада дагестанского искусства и литературы в Москве в феврале 1960 года прошла с успехом. Лучшие писатели, актеры, деятели культуры Советского Союза – А.Твардовский, Н.Тихонов, Е.Жаров, И.Черкасов и мн. другие — восторженно отзывались о дагестанских артистах, художниках, писателях.
Позже, работая начальником Управления кинофикации, Изумруд Гаджиевна приложила немало сил в деле организации местной киностудии. При ее содействии Свердловская, Грузинская киностудии ставили фильмы по мотивам произведений Расула Гамзатова, Ахмед-Хана Абубакара. В Дагестан приезжали киносценаристы и режиссеры, и это творческое общение с местными деятелями культуры приносило свои плоды.
Уйдя на пенсию, Изумруд Гаджиевна работала заместителем директора историко-архитектурного музея, где также проявила себя компетентным организатором музейного дела.
За долгую и многолетнюю работу Изумруд Гаджиевна была награждена многими правительственными наградами, в том числе тремя орденами «Знак Почета», медалями и почетными грамотами.
История Дагестана немыслима без таких людей. Уход их из жизни – это потеря для нашего общества. И сегодня нам надо оглянуться вслед ушедшим, чтобы отметить их вклад в беззаветное служение родному Дагестану во имя его процветания.
Статьи из «Культура»
Очаг мудрости

Дебют режиссёра Михалкова

Свет сквозь печаль

Книга, востребованная временем

Вначале было дело

Бюст народному артисту

Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене

Ашуг, сын ашуга
