Министр культуры – потомок Хаджи-Мурата

Ушел в историю двадцатый век с его революциями и страшными кровопролитными войнами, унесшими миллионы человеческих жизней. Все тяготы тех лет – голод, неустроенный быт, потеря близких и дорогих сердцу родных людей – легли на плечи наших отцов и дедов, матерей и бабушек.
Однако тяжелые годы еще больше укрепили лучшие черты дагестанского характера – мужество, стойкость, выносливость и неистребимую любовь к родной дагестанской земле. В эти же годы выросло и окрепло особое поколение руководителей, которое, к нашему большому сожалению, уходит из жизни. Эти люди не делали карьеру, не любили себя в Дагестане, а любили Дагестан в себе. Шли трудными путями, познав голодное детство, отсутствие родительской ласки, многие из них выросли в детских домах-интернатах, но это не ожесточило их сердец, а, наоборот, наполнило их безмерной любовью к своему народу, научило умению чувствовать его радости и беды. Ушло поколение одаренное, потрясающе талантливое, вклад в историю республики которого исчисляется гидроэлектростанциями, новыми промышленными и сельхозпредприятиями, школами и вузами, театрами и ансамблями.
А.Даниялов, М.-С.Умаханов, Ш.Шихсаидов, Ш. Исмаилов, Ш.Шамхалов и др. отличались простотой в обращении с людьми. Их любили, с искренней радостью встречали в колхозах и совхозах, на заводах и фабриках. Лейтмотивом жизни этих людей было служение родному Дагестану. Во имя этого они трудились день и ночь, не жалея себя, пренебрегая своим благополучием и здоровьем.
Сегодня, глядя на строящиеся дворцы и хоромы «новых» дагестанцев, поневоле вспоминается скромный быт наших бывших лидеров, для которых существовала другая система ценностей, другие приоритеты.
Вступившим в двадцать первый век, всем тем, кто в той или иной степени сталкивался с яркими личностями в руководстве нашей республики, трудно просто, без эмоций, без восторга говорить и писать о них, как будто их энергетическая аура до сих пор жива.
С таким восторгом вспоминают многие женщину, руководившую Министерством культуры в 60-е годы Изумруд Гаджиевну Губаханову.
Говорят, что дерево не может быть крепким, если у него плохие корни. Что касается предков, то Изумруд Гаджиевне здесь просто повезло. Она родилась в 1915 г. Ее мать Умухани была дочерью внучки легендарного наиба Шамиля, воспетого Львом Толстым, Хаджи-Мурата. Бабушка Залму была замужем за известным в Дагестане предпринимателем Якубом Исаковым, человеком необычайно добрым и гостеприимным, в доме которого гостили люди времени – Махач Дахадаев, имам Н.Гоцинский, Д. Коркмасов, М.-М. Хизроев, М.-М. Мавраев и другие. Отдав в пользу государства все свое богатство, дедушка Якуб жил на окраине Буйнакска в окружении своих внуков. До последних минут своей жизни Изумруд вспоминала любимого деда – «дада».
Светлую память берегла она и о своем отце Гаджи Алхасове. Он был одним из первых организаторов здравоохранения Дагестана, ближайший приятель Уллубия Буйнакского, активный член Просветительско-агитационного бюро, куда входили лучшие представители интеллигенции Дагестана того времени – Темирбулат Бейбулатов, художник Халил Мусаев, врач Хаджи-Омар Булач, его сестры и др. Сам, будучи выходцем из сел. Н. Казанище, Гаджи Алхасов приложил немало сил для организации медобслуживания в горах, в Андийском округе. Позднее, работая в Министерстве здравоохранения, он постоянно бывал в самых отдаленных уголках Дагестана. В одной из таких поездок в горы в 1928 году он погиб в аварии, оставив без средств к существованию жену и двух дочерей – 13-летнюю Изумруд и 11-летнюю Меседу. Жена Умухани поступила в медицинский техникум. Она позже вспоминала, что жили все тогда впроголодь. Немного позже Изумруд приняли на учебу в педагогический техникум г. Буйнакска, а маленькую Меседу, обладавшую замечательными вокальными данными, Татам Мурадов устроил в радиокомитет, и, хотя заработок был небольшим, это помогло выжить.
В педтехникуме в те годы Изумруд приобрела своих близких дорогих подруг – Сакинат Гаджиеву, профессора-этнографа, Марьям Самедову, Патимат Касимову, Марьям Нахибашеву и др. Сакинат Шихахмедовна часто вспоминала их годы совместной учебы и без слез не могла говорить о днях, когда не хватало хлеба, и почти всегда девочкам приходилось голодными идти на занятия.
Следует заметить, что педучилище тех лет было своего рода кузницей кадров молодой дагестанской интеллигенции. Руководил им Магомед-Мирза Губаханов, окончивший университет в Праге, куда он попал в эмиграцию вместе со своим дядей, офицером «Дикой дивизии». С помощью Д. Коркмасова, бывшего в те годы руководителем республики, его отцу удалось вернуть сына на родину, в Дагестан.
Окончившая педучилище хрупкая девушка Изумруд приглянулась брату директора училища – Айдемиру.
По линии своей матери Разият оба брата Губахановы были из потомков известного в середине XIX века в Дагестане Айдемира Чиркеевского — ученого и сподвижника ученого-лингвиста П.К. Услара. В семье Губахановых знание и учеба всегда были приоритетными, в доме была прекрасная библиотека, часть которой сохранилась до сих пор.
Поженившись, молодые уехали во Владикавказ, где молодой муж Изумруд поступил на учебу в известный своими традициями сельскохозяйственный Горский институт, а она сама — в педагогический институт на отделение биологии. Окончившему с отличием институт Айдемиру предложили продолжить обучение в аспирантуре. Уже была готова к защите диссертация, но мечтам не суждено было осуществиться. Война острием ножа прошла по семье Губахановых. В 1942 году Изумруд едет в госпиталь к раненому мужу, оставив детей на попечение близкой родственницы. По возвращении домой ее ожидает большое горе: умирает младший сын, а до этого супруги похоронили и дочь. Горе не покинуло семью. В июле 1944 года Изумруд получает с фронта извещение на мужа – «пропал без вести». Но горе не сломило молодую женщину. Работая учительницей, а затем и директором школы № 5, она отличилась необычайным трудолюбием, ответственностью за порученное ей дело. В марте 1944 года Изумруд Гаджиевну назначают на должность заместителя Наркома просвещения, и она переезжает в г. Махачкалу и забирает с собой младшую сестру Меседу с малолетней дочерью. Многие годы Изумруд опекает сестру, предоставляет ей возможность получить образование в Москве в Высшей школе пищевой промышленности. Позже Меседу Гаджиевна возглавила Министерство пищевой промышленности Дагестана.
В 1947 году Изумруд была назначена директором вновь созданного Женского педагогического института. Немало сил было потрачено на то, чтобы привлечь молодых горянок к учебе. Приходилось ездить в самые отдаленные высокогорные районы, беседовать, убеждать горцев в необходимости приобретения знаний. В первые годы девушек-горянок принимали на учебу без экзаменов. Студентки очень любили своего молодого директора, не забывали ее и после окончания учебы.
Начиная с 1953 года вся творческая жизнь Изумруд Гаджиевны была связана с организацией культурно-просветительских учреждений. Ее назначают начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Дагестанской АССР, а с момента организации Министерства культуры – первым заместителем министра культуры.
С января 1955 года Изумруд Гаджиевна — министр культуры. Следует отметить, что шестидесятые годы стали расцветом дагестанской культуры.
Только в эти годы в республике были открыты 102 сельских клуба и библиотеки, Табасаранский народный театр, два народных театра в г. Дербенте, Государственный даргинский театр в г. Избербаше, Республиканское культпросветучилище, художественное училище, новые киноустановки в сельских местностях, кинотеатры «Октябрь», «Россия» в г. Махачкале.
За годы работы министром культуры Изумруд Гаджиевны был создан замечательный ансамбль «Лезгинка», ее личное участие в организации этого всемирно известного ныне ансамбля отмечают некоторые бывшие руководители республики в своих мемуарах. О том, что И.Г. Губахановой принадлежала инициатива пригласить на роль руководителя и организатора танцевального ансамбля Танхо Израилова, отмечает Шахрудин Магомедович Шамхалов в книге «Дагестан: моя любовь и судьба». Он пишет: «Руководители Дагестана оказались в Москве, когда в столице проходила Декада искусства и культуры Туркмении… Выступление ансамбля проходило в зале им. Чайковского, и понятно, что дагестанцы были приглашены на концерт. Организатором приглашения была министр культуры Изумруд Губаханова, которая была знакома с Танхо и исподволь вела с ним переговоры о возвращении на родину.
По окончании концерта Танхо подошел к нам. Мы тепло поздравили земляка, а потом Даниялов пригласил Танхо, Умаханова, меня и Губаханову к себе в номер гостиницы «Москва». Тут и состоялся официальный разговор об обязательном возвращении Танхо домой и создании в Дагестане профессионального танцевального коллектива».
Большие проблемы возникли у дагестанского правительства с законным оформлением танцевального ансамбля. В Москве в создании его отказали, обосновав это тем, что в Дагестане был уже один ансамбль. Руководство Дагестана сделало все, что было возможно в этих сложных условиях. Молодой ансамбль стал получать финансовую поддержку от руководства Совнархоза, многие танцоры получали квартиры в лучших, престижных домах Махачкалы. Проблема легализации «Лезгинки» дорого обошлась Изумруд Гаджиевне. Она получила не один выговор, но упорно настаивала на своем – «Лезгинку» нельзя распускать, и это она горячо доказывала на всех правительственных уровнях в Москве и Махачкале.
«Здесь следует указать, – пишет далее Ш.М. Шамхалов, – за время своей работы на посту министра культуры И.Г. Губаханова всячески способствовала развитию творческих сил республики, особенно созданием национальных студий при лучших театрах страны, открытием художественного и культурно-просветительского училищ».
В те годы наиболее талантливые молодые люди были отобраны для обучения в национальных студиях при лучших театрах Советского Союза. Аварская студия обучалась в г. Тбилиси, славного своими театральными традициями, кумыкская студия — в Щукинском училище г. Москвы при театре им. Вахтангова, даргинская – в г. Ереване. До сих пор вспоминают студийцы как свою вторую маму Изумруд Гаджиевну. Директор Аварского театра Хабиб Гаджиев вспоминает о своих студенческих годах в театральном институте г. Тбилиси и министре культуры Изумруд Гаджиевне Губахановой, которая опекала молодых талантливых студийцев. С теплотой вспоминают о ней музыковед Манашир Якубов, композитор Магомед Касумов.
В своем недавнем интервью газете «Новое дело» всемирно известный композитор Мурад Кажлаев с восторгом вспоминает 60–70-е годы как блистательную эпоху расцвета дагестанской культуры и с восхищением пишет о министре культуры Губахановой.
Огромный труд лег на плечи Изумруд Гаджиевны в связи с подготовкой к Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве в феврале 1960 года. В это время значительно активизировалась работа театров, творческих коллективов, коллективов художественной самодеятельности. Целыми днями, иногда по позднего вечера проходили репетиции. В Махачкалу были приглашены профессионалы и консультанты. По инициативе министра культуры И. Губахановой был приглашен известный художник Н.Лаков. По его эскизам для танцевального ансамбля «Лезгинка» были заказаны костюмы в мастерской Большого театра. Национальные театры тщательно готовили новые постановки, а консультантами были режиссеры из Москвы.
Декада дагестанского искусства и литературы в Москве в феврале 1960 года прошла с успехом. Лучшие писатели, актеры, деятели культуры Советского Союза – А.Твардовский, Н.Тихонов, Е.Жаров, И.Черкасов и мн. другие — восторженно отзывались о дагестанских артистах, художниках, писателях.
Позже, работая начальником Управления кинофикации, Изумруд Гаджиевна приложила немало сил в деле организации местной киностудии. При ее содействии Свердловская, Грузинская киностудии ставили фильмы по мотивам произведений Расула Гамзатова, Ахмед-Хана Абубакара. В Дагестан приезжали киносценаристы и режиссеры, и это творческое общение с местными деятелями культуры приносило свои плоды.
Уйдя на пенсию, Изумруд Гаджиевна работала заместителем директора историко-архитектурного музея, где также проявила себя компетентным организатором музейного дела.
За долгую и многолетнюю работу Изумруд Гаджиевна была награждена многими правительственными наградами, в том числе тремя орденами «Знак Почета», медалями и почетными грамотами.
История Дагестана немыслима без таких людей. Уход их из жизни – это потеря для нашего общества. И сегодня нам надо оглянуться вслед ушедшим, чтобы отметить их вклад в беззаветное служение родному Дагестану во имя его процветания.
Статьи из «Культура»
Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене

Ашуг, сын ашуга

Нескучная музейная ночь

Ценить и свято беречь

Народный соловей

Зеркало времени
