Мир глазами Мукминат Отевалиевой
Бескрайняя степь, поля, луга, тихий задумчивый лес, аисты в небе, современная ногайская жизнь – всё то, с чего начинается Родина, естественно и прочно воплощается в образном строе произведений Мины Отевалиевой. Но чаще всего художница рассказывает о людях, среди которых родилась и росла.
В декабре 2017 г. в Национальной библиотеке в Махачкале была открыта и прошла с большим успехом художественная выставка школы искусств им. Сраждина Батырова селения Терекли-Мектеб Ногайского района. Одним из преподавателей этой школы является Мукминат (Мина) Нурадиловна Отевалиева. Это одаренный человек, соединяющий в себе таланты художника и поэта. Она – художник-педагог, преподаватель изобразительного искусства и шитья по войлоку, автор поэтического сборника «Жизнь – это не песня», а также составитель двух ногайских календарей 2016-2018 гг.
О том, что она прекрасный педагог, говорит тот факт, что ее ученики – активные участники многих республиканских и международных конкурсов и выставок (на снимке вверху врио министра по национальной политике РД Татьяна Гамалей и Мукминат Отевалиева на вернисаже). Не отстает она и в собственном творчестве. За многие годы активной работы Мукминат Отевалиева создала десятки живописных работ, посвященных природе, достопримечательностям, разительным преобразованиям обновленного Ногая, родного Терекли-Мектеба.
Любовь к родному краю и людям – глубокий и чистый источник ее оптимизма и вдохновения. У нее своя определенная точка зрения на жизнь, свое понятие о ней, своя концепция, свое художественное видение.
В пейзажных полотнах художницы светлый лиризм сочетается с ее стихами, составляя единую поэтическую сюиту, воспевающую этот щедрый край. Один из примеров тому – картины «Лох узколистный у дороги» (2015 г.),
«По дороге в Карагас» (2016 г.). Пейзажи сродни поэме, прославляющей Родину, торжественной мелодии, в которой сливаются и колокольчик жаворонка, и клекот журавля. Панорамная точка обозрения позволяет автору создать образ земли — необъятной, могучей. Колорит картины построен на сложных, изысканных цветовых сочетаниях. Желто-зеленые тона травы, деревьев, свойственные ногайскому пейзажу, контрастируют с голубыми полутонами светящегося облака и неба.
Природа всегда была главным источником новых чувств и впечатлений для художницы. Она по-своему разрабатывала особенности пластического языка, обращаясь к тематике, подсказанной новой жизнью народа. Проблемы сегодняшнего села, народные обычаи и праздники составляют круг интересов живописца.
Тематические картины полны поэзии и особого, доброго отношения к людям села. В них глубинная связь времени и поколений, размышления о месте человека на земле. В картине «Приезд невесты» (2015 г.) слева – нарядная, украшенная карета с белой лошадью. Сноха (енгей) и невеста стоят на расстеленной белой шкуре. По обычаю, это пожелание светлой, счастливой жизни, плодородия, богатства, обилия. Справа – подаренная молодоженам юрта, украшенная красными лентами и золотистой тесьмой. Наверху – родовой знак жениха. Посередине сидят акины (аксакалы), за ними – молодежь.
Национальная одежда невесты, снохи – богатое историческое этнокультурное наследие ногайцев. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она дает представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях и культурных связях, о географии расселения народа. Одежды украшены дорогими вышивками, на шее — золотые украшения, головной убор в виде конусообразного колпака. День свадьбы – праздник для всего села, вдали проходят скачки, на поляне – верблюды.
Мина любит изображать веселое многолюдье, подробный и эмоциональный, со множеством линий взаимоотношений персонажей рассказ о событиях, происходящих на фоне широко показанного пейзажа с бескрайними ковыльными степями и песчаными барханами.
Строгое соблюдение пространственных планов, глубокая продуманность всей композиции способствуют показу самобытного взгляда художницы на природу и мир человека. Она изображает своих героинь — дочерей земли — в органичном и поэтическом соединении с пейзажем.
Образное художественное восприятие конкретной тематической композиции формирует в творчестве Мукминат Отевалиевой определенный ритмический строй, понимание пространства и эмоционального состояния персонажей.
Художница обратилась и к исторической теме в картине «Встреча венецианского дипломата Иосафата Барбаро с ногайским князем в степи» (2016 г.), имеющей глубокие корни в жизни ногайского народа. Торжественная встреча состоялась в окрестностях Ногая в 1436 году. Иосафат Барбаро владел татарским языком, что, несомненно, сближало его с татарской средой как в Ногае, так и в степи. Он хорошо знал образ жизни, нравы и обычаи ногайских кочевников.
Цельность картины формируется в сознании зрителя точностью найденных характеров, всем композиционно-колористическим строем произведения. Подобного рода документальность связана с передачей мироощущения атмосферы эпохи и имеет уже историко-культурное значение.
Вековые традиции – орнаментальность, красочность – находят продолжение в творчестве художницы.
Ликующие краски пышного убранства и обновления весенней земли мы видим в картине «Весна» (2012 г.).
В ней воссоздан собирательный образ современной молодой, любящей друг друга пары с кругом нескончаемых забот. В картине царит весна – это чудесная пора, когда природа оживает и пробуждается. Все вокруг обновляется, становится теплее, краски — ярче.
Главные герои написаны в красных, желтых и белых тонах. Эти же цвета повторяются в изображении лошадей.
В безграничной Ногайской степи пасутся верблюды, появились весенние первоцветы. И кто знает, может быть, именно весной жизнь этой пары изменится и обновится как-то по-особенному.
Художница любуется окружающей ее природой, солнцем, воздухом, любит жизнь, утверждает ее, воспевая человека труда.
В картине «Молодая невеста» (2012 г.) передана прелесть домашней жизни. Мукминат рассказывает о добрых нравах простой семьи, о достоинстве их образа жизни. Свекровь – хозяйка в юрте – качает люльку с ребенком. Она глава семьи. Соседка, которая пришла помочь, прядет нити из расчесанной шерсти. Картина – гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. Художница посредством живописи раскрывает сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях.
Невеста с кумганом в руке собирается идти за водой. Две палочки, отмеченные на кумгане, люльке, охотничьей сумке мужа, означают родовой знак Костомгалы.
Автор полотна передает не только индивидуальность и неповторимый характер персонажей, но и тонкие отношения, душевную теплоту, дружелюбие в доме — все те уникальные черты семьи, что ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и привлекают своей искренностью.
Духовный мир старого акына, полный драматизма и самоотречения, раскрыт в картине «Песня слепого певца» (2012 г.). Главный персонаж — акын, поющий эпические песни, воспевающие дружбу и любовь, и его семья. Он сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на домбре. Его творчество – яркая и самобытная часть культуры ногайского народа.
Мастер передает образ певца как зеркало народной памяти, отражающее думы и чаяния людей, через слепого певца раскрывает образ родного края, рассказывает о духовном мире современников. Акын живет и дышит тем же воздухом, что и его народ. В облике певца, в мимике лица, напряженном изломе тела ощутим предельный накал духовных сил. Художник образно раскрывает личность певца: духовное напряжение героя как бы преодолевает внутреннюю конфликтность, драматизм. Изображая простых сельских людей монументально и величаво, приподнимая их над обыденностью, автор утверждает значительность их жизни, вековую мудрость народных традиций, в основе которых преданность родной земле.
Мина связана с ногайской землей крепкими узами, сроднилась с нею. И эти связи не позволяют ей поверхностно касаться той или иной темы, тех или иных событий. Она уверена, что правда единичного факта – только материал для поэзии. В тематических картинах, пейзажах, натюрмортах ногайского цикла она предстает перед зрителем поэтом и философом.
Картина «Молодая мать у колодца» отличается особой яркостью, светлые тона желтого песчаного цвета — просторы ногайских степей. Это возвышенный образ матери, ее радости и любви к родной земле. Одинокий ногайский домик на песчаной поляне, во дворе висит постиранная одежда мужа, рядом печь с кизяками, вокруг домашняя птица. У колодца мать с ребенком. Материнские глаза лучатся теплом. Великая нежность, всепоглощающая любовь ее к своему малышу дали художнице возможность создать образ ногайской мадонны. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в будущее. Тема материнства — вечная. И не случайно Мукминат уделяет ей много внимания и в своих стихах.
Мине Отевалиевой характерна широта взгляда на мир. В работах последних лет она добивается большой гармонии, интересных решений, усложняется мир ее ассоциативно-поэтических образов.
Родная земля, радости и огорчения, заботы тружеников сегодняшнего села являются главной темой художницы, работающей во всех видах и жанрах изобразительного искусства.
Каждая работа для Мукминат Нурадиловны — всегда волнующее и серьезное событие. В ее картинах новизна тематики и неожиданность размышления, вызванного обращением к некой незатронутой грани нашего отношения к прошлому и настоящему.