Многомерная палитра Саният Абакаровой
Учеба в художественном училище стала для нее органичным продолжением классического художественного образования, где она, осваивая пространственное мышление, училась конструктивно мыслить, находя сложное в простом, отдавая должное минимализму, уходя от привычного, стараясь привнести свое, авторское, в то, с чего начинается творческая личность.
Последовательность в обретении знаний, приобретении опыта со временем привели Саният на худграф ДГПУ, где она, заполучив здесь не только профессиональные навыки, обрела бесценный преподавательский азарт, с которого начинаются азы любого искусства, передаваемого своим ученикам. Он очень пригодился, когда она занималась дизайном, работала помощником архитектора и когда попала в далекий Нижневартовск, куда забросила ее судьба.
– У меня тогда уже была семья, трое детей. И жизнь преподносила такие сюрпризы, от которых я становилась только крепче, коммуникабельнее, строже к себе, почувствовав груз бытовых, психологических проблем. Но находила и в этом необходимые уроки, насыщающие творческую гамму обостренными красками, наполняя работы особым сюжетным психологизмом, пропущенным через себя. В этом мне помогла творческая школа, приучив к выносливости, терпению, выдержке, – делится Саният.
Этюд. Пленэр. Гуниб
Она замечает, что изначально воспринимала учебу как непрерывный процесс, в котором ей было интересно. Пыталась наполнять его своим мироощущением, будь то портретная живопись или пленэр, законы которого позволяют ощутить себя единым целым с природой, ее экспрессией, гармонией, соревнуясь с естественными красками, повторить которые невозможно. Но можно приблизиться к яркому лучу солнца, полутонам деревьев, цветов, людей, самых разных, интересных своим мироощущением, притягательной силой живого, мыслящего хомо сапиенса.
По признанию творческой личности, художественная всеядность идет только на пользу. Она рассказывает о первом опыте работы в кино, где выступила в роли художника-постановщика фильма «Снова в горы».
– Это было чрезвычайно увлекательно, – замечает она. – Пришлось изучить горы специальной литературы, просмотреть множество постановочных роликов, изучая киношную специфику, общаясь с настоящими профессионалами.
С увлечением она рассказывает о том, что в последние годы основной модный тренд – применение дополненной реальности в дизайне, что дает возможность разрабатывать интерактивные впечатления, объединяющие цифровые компоненты с реальным миром. Это открывает новые возможности для брендов, позволяя творчески контактировать с целевой аудиторией.
– Графика движения – еще один модный тренд дизайна, популяризирующего видео в качестве контента, где художественные дизайнеры чаще используют графику, анимацию, создавая ранее невозможные удивительные эффекты, – отмечает Саният.
Живопись. Портрет доктора
С размышляющей творческой личностью интересно общаться, еще интереснее знакомиться с ее работами. Графика художницы разнообразна. Композиция «Свет погас» – стилизация на стихи Фазу Алиевой. Веерные линии желтого с черным – словно напряженная мысль. Скупое, сжатое цветовое решение лишено броской визуализации, конструктивно по сути и влечет недосказанностью, давая возможность зрителю увидеть в ней то, что ему близко, что рождает ассоциации, связанные с великой поэтессой.
Декоративный натюрморт, наполненный ярким светом, так напоминает знаменитые сарьяновские краски – знойные, густые, насыщенные экзотическим летом. Графика «Свет». Монохромное движение, уходящее ввысь, словно корабль-призрак. Живописная графика. Символизм. «Следы жизни». Философское осмысление бесконечного солнечного диска-циферблата, напоминающего о бренности жизни, времени, которым надо дорожить, связывая быстротечное прошлое с настоящим, будущим, вечным для человечества.
Пленэровская живопись «Юждаг». Неторопливое, мерное вечное течение жизни. Оно, словно речушка, плавное русло которой напоминает о начале и конце. В изобразительной коллекции художницы и интерьерные работы в стиле поп-арт. Саният и здесь, не изменяя себе, сохраняет образы современников делового мира. Роспись стен – еще одно увлечение. Фрески в ее представлении – полноценное произведение, требующее владения крупными формами. Она замечает, что трудоемкая по форме модная сюжетная настенная роспись требует от мастера терпения, немалых усилий в применении последних технологий и новейших отделочных материалов.
Стиль поп-арт
Для Саният Абакаровой важен сам процесс. Она признается: чем больше художник думает о хлебе насущном, тем хуже результат, резонно признавая, что идти на поводу конъюнктуры – все равно что расписываться в собственном бессилии. И творит, размышляя о своем месте в изобразительном мире, предлагая в вернисажах тематические композиции в различной манере, технике, вызывающие настоящий интерес у зрителя, обмануть которого невозможно. Для него важна обратная связь с автором, для которого процесс творчества – бесконечный поиск новых форм, отображающий историческую, современную действительность, «распечатывая» жизнь во всех ее проявлениях, передавая настроение эпохи.
«Гуниб». Этюд. Живопись. Проекция в проекции многоликого знаменитого села, скорее не исторического памятника, но места пленения горского предводителя Шамиля. Ночной Гуниб, освещенный полной луной, влечет таинственной силой, останавливающей самого грозного завоевателя. Глубокий синий пробивает яркая лунная вспышка, освещая лесистую местность. А вот утренний пейзаж. Мощный родник, спускаясь с гор, вливается в бурную реку, источник вечной жизни в обрамлении густого зеленого массива.
Палитра художника многомерна: от малых форм к тематическим, объемным. Она не опасается масштабных полотен. Они ей по силу.
Саният – участник региональных, всероссийских выставок. Ее работа, созданная на стихи Расула Гамзатова, выставлена в ДГОМе. Она автор иллюстраций к книге «Моя обитель», один из художников-иллюстраторов к книге Фазу Алиевой «Кремень и фиалка», а также каталога к выставке Р. Гамзатова «Любишь ли ты поэзию так, как люблю ее я?».
В творческой мастерской художника немало того, что пока неизвестно широкому зрителю, но встреча с ценителями искусства, созерцательными, пристрастными, обязательно состоится.